Богатство братских культур. -0001. Автор: И. Соктоева
Для многих автономных республик, находящихся вблизи культурных центров Российской Федерации, характерна фундаментальность профессиональпых основ, заложенных еще в предреволюционный период и в первые годы Советской власти. Так, художникам Татарии присущи прочная близость традициям русской демократической культуры, глубоко социальное мышление.
Поэтому естественно здесь, в крае развитой промышленности обращение современных живописцев и графиков к индустриальной тематике. С точки зрения отмеченной нами тенденции к поискам национального своеобразия п«казательпо появление в искусстве темы, связанной с археологической древностью татарского края.
Довольно разнообразны творческие поиски художников Башкирии. В живописи, графике и скульптуре можно увидеть и образы обобщенно типических представителей народа, навевакь щие ассоциации с поэтикой древней культуры степных кочевников, и психологически заостренные характеристики персонажей, и народные в своей основе образы простых тружеников края и села. Примечательна также яркая красочность некоторых живописных полотен, созвучных изделиям декоративного искусства, узорчатости любимых в народе набивных ситцев и вышивок.
Внутренняя напряженность отличает произведения живописцев и графиков Чувашии, обращающихся к темам драматических коллизий в истории страны, вносящих свой вклад в восстановление забытых имен деятелей национальной культуры, репрессированных в тридцатые годы. Для живописи всех угро-финских народностей Поволжья характерны проникновенно-лирические образы природы, а также сельских жителей, нередко показанных в национальных одеждах. Любопытно, что именно в самой молодой творческой организации — Марийской АССР можно ощутить непосредственность обращения художников к национальным традициям. В живописи и графике чувствуется фольклорный характер образов, стилистическая близость рисунка и колорита народной вышивке. Более современное образное звучание вносят в живопись молодые авторы. Запоминаются скульптурные работы, выполненные мастерами Чувашии, Удмуртии и Мордовии в традиционных для народного искусства материалах, каковыми являются дерево и кованая медь.
Судя по экспозиции, в Марийской и Мордовской республиках в настоящий период процветает традиционное искусство ткачества и вышивки красными нитками по белому фону полотенечных полотнищ, скатертей, пологов, впечатляющих изысканной простотой геометризованных узоров, заключенных в круги и квадраты — древние символы солнца, земли и растительности. А народная мастерица из Чувашии выполнила новый образец женского костюма, отличающийся гармонией мажорного звучания красно-белых тканей и вышивки, матового блеска монет мониста на груди и в головном уборе с подвесками, когда-то служившими оберегами. Стремление возродить народный костюм не только как этнографический комплекс, но и как художественно-эстетическую ценность, присуще в большей или меньшей степени творечеким поискам всех автономных республик. Косвенно оно отражается и в особенностях свадебного обряда, поскольку символика наряда невесты должна была свидетельств»; вать о ее нравственном здоровье, доброте н особом предназначения — способствовать продолжению жизни на земле.
Мотивы природы эпического склада, старинные памятники архитектуры отображают карельские художники разных поколений в живописи к графике. Уникальные памятники северного зодчества для них — не объект туристического любования, а образы, исполненные внутреннего накала, свидетельствующие о суровой истории народа. Современное ощущение жизни присуще художникам Коми АССР. Реалистическая полноценность мышления отличает их живописные и скульптурные работы. В них воссоздаются тж-пические народные характеры, прочно связанные с окружающим природным миром.
Конгломерат народностей составляет тюрко- и ираноязычное население Северного Кавказа, что находит отражение в особенностях бытового уклада жителей Кабардино-Балкарском к Чечено-Ингушской республик. Карачаево-Черкесской автономной области. Вдоль Главного Кавказского хребта расположилась Северная Осетия, на территории которой оставили свои следы аланы — кочевые наездники сарматского происхождения, покоренные когда-то гуннами. К древнейшим видам народных ремесел относятся ткачество и изготовление изделий из сукна и шерсти, оружейное дело с применением чеканки и просечки по металлу, резьба по кости и рогу.