«Чистые пейзажи». Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.
Доведя до совершенства иллюзию световоздушной среды, он как бы объявил ее самодовлеющей ценностью, всеобъемлемой реальностью, словно поглощающей и растворяющей образ человека и окружающей природы. Именно в этом основном вопросе выявилось коренное различие особенностей французского и русского импрессионизма. Прогрессивное русское искусство, испытывая сильное воздействие общеевропейского импрессионизма, было чуждо крайностям этого направления. Центром внимания в нем по-прежнему оставались образы человека и природы. Благодаря такому критическому подходу к новым тенденциям в современном им искусстве передовые русские художники сохранили устойчивую преемственность с предшествующими реалистическими традициями, выразили между первыми и вторыми нерасторжимую взаимосвязь. Так на грани двух столетий применение раздельных мазков чистого цвета в русской пейзажной живописи отражало пленэрные искания живописцев. Примером таких произведений является «Озеро» (1900) Левитана.
Влияние импрессионизма на русскую живопись усиливается с начала XX века. Оно обнаруживается прежде всего в творчестве «русского парижанина» Н.А.Тархова, Н.В. Мещерина, И.Э. Грабаря и в ряде работ В.В. Переплетчикова. В отличие от открытого импрессионизма Тархова и Мещерина в работах большинства художников Союза элементы этого стиля являются не определяющими, а соподчиненными, что как раз видно на примере творчества Жуковского. Он не принял мироощущения импрессионистов, объявлявших световоздушную среду главным объектом внимания художника. Все изображенное им поражает не только своей цельностью, но и материальной ощутимостью. Воспринятые им импрессионистические приемы подчинены системе пленэрной живописи, которая является организующим и объединяющим началом его произведений.
Импрессионистический период в творчестве Жуковского, открывшийся на рубеже двух первых десятилетий XX века, был подготовлен предшествующими колористическими исканиями. После 1905 года, продолжая писать смешанными красками, Жуковский в целях усиления колористической звучности своих работ начинает вводить в них мазки чистого цвета. Однако на первом этапе чистым цветом художник пользуется выборочно. Стремясь к сохранению колористической гармонии, он применяет или холодный чистый цвет, если в основе картины холодная гамма, или теплый, если превалируют теплые тона.
В картине «Опустевшая дача» (1907, собрание Л.И.Бродской, Москва) подобным образом переданы опавшие листья, образующие мозаику желтых, красноватых и оранжевых пятен. В местах, освещенных солнцем, эти золотые и красные мазки особенно ярки. В картине «Озеро» (Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград), по-видимому, относящейся к концу первого десятилетия, художник использует раздельные мазки холодных тонов. На поверхности озера среди синих и голубых пятен поблескивают бирюзовые и изумрудные крапинки. Эти живописные решения свидетельствуют о строгой подчиненности раздельного мазка чистого цвета основной тональности переднего плана.
Начиная с 1910 года у Жуковского в ряде работ появляется прием соединения раздельных мазков как холодного, так и теплого чистого цвета: соседствуя на холсте, такие мазки смешиваются лишь оптически на сетчатке глаза.
За счет количественного преобладания теплых или холодных мазков новые цветосочетания, полученные путем зрительного смешения, образуют в том или ином месте картины различные колористические доминанты. Колорит в свою очередь подчинен светотеневой основе, которая оказывается непременным условием реалистического воссоздания образа природы. Так, в тенях импрессионистические мазки звучат приглушенно, наоборот, в светах вторят яркости солнечного озарения.
Красноречивым примером сказанного является картина «Лесное озеро», исполненная в 1912 году и экспонированная на IX выставке — Союза русских художников. Она хранится в Харьковском художественном музее.
В этом пейзаже передана красота осенней природы. Золотистые березы словно горят на фоне темно-зеленых молодых елей, оранжевая листва высокой березы вспыхивает на фоне холодного голубого неба с редкими то белыми, то дымчатыми облаками, поднимающимися над далеким березняком на другой стороне озера, поверхность которого слегка волнуется от ветра.
Художник, раскрывая красочное богатство природы, избегает при этом самодовлеющей декоративности, сохраняет пространственную иллюзию. Граница дальнего берега образует диагональ, которая связывает передние и задние планы. Чуть зубчатая линия дальней рощи ограничивает горизонт. Замкнутому пространству земли противопоставлено разомкнутое с трех сторон пространство большого озера. Небо передается не плоским, а куполообразным. Круглящиеся облака и кроны деревьев как бы способствуют созданию иллюзии его глубины. Ощущение воздуха в пейзаже достигнуто тем, что живописный рисунок стушевывает резкость контуров, отточенность очертаний. Если, характеризуя прибрежный ландшафт, художник противопоставляет теплые и холодные цвета, то, передавая водную поверхность, он применяет импрессионистический прием мозаики синих, бирюзовых и коричневых мазков. Теплые золотистые и оранжевые тона доминируют по отношению к голубым в центральной части изображения. По сторонам коричневые отражения вкраплены в звучные голубые пятна. В освещенных местах на поверхности воды, где отражается небо, в количественном отношении преобладают мазки холодных цветов, тогда как в затененных участках, где вода отражает пожелтевшую листву, доминируют раздельные мазки теплых цветов.
Изменчиво настроение осенней природы. Разнообразны ощущения, вызываемые в душе зрителя ее пейзажем. Радостно золотятся на солнце кроны берез, в задумчивую полутень погружаются молодые ели, бодрой прохладой веет от поверхности озера, плывущие по небу облака, лениво меняющие свои очертания, словно напоминают о медленном течении времени.
Эффект чередования теплых и холодных тонов использован Жуковским и в другом осеннем пейзаже «Под вечер» (1910, Вологодская картинная галерея). Эта картина была показана на VIII выставке Союза русских художников в 1910 — 1911 годах.
Введение импрессионистического мазка открыло перед Жуковским новые возможности передачи процессов, совершающихся в природе.