Чуданов Сергей: «Подлинное искусство облачено только в реалистические формы». 2017. Автор: Решетникова Анна
– выпускник, а ныне – преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сохраняет традиции русской реалистической школы живописи в своём творчестве. Художник считает, что только реализм может считаться настоящим, подлинным искусством. И каждой живописной работой он показывает зрителю красоту и особое очарование русской природы, что кроме как через реалистические формы и не передать. Содержание его композиций подчинено идее вневременности таких постулатов классического изобразительного искусства как эстетика, красота и гармония. В его работах все три проявляются в пейзажном жанре, через который мастерство художника-живописца раскрывается в полной мере.
Живопись Сергея выдержана в традициях реализма, и между ней и искусством прошлого можно найти точки соприкосновения. Так, в частности, поэтизированный характер пейзажной живописи роднит работы нашего современника и представителя современного искусства с произведениями Михаила Нестерова. Участник Товарищества передвижных выставок и творческого объединения «Мир искусства» в своих произведениях выражал гармонию природы и человека и умение человеческого сердца чувствовать её. Сергей изображает человека внутри природного процесса, органично сосуществующего с его ритмами. Картина «Северная элегияСеверная элегия. 2017Холст, масло, 180 x 135» в этом плане весьма показательна. Внимая красотам окружающего мира, молодая девушка в узорчатом платке расположилась на пригорке. Пред ней открылся грандиозный по широте пейзаж, но по состоянию – умиротворённый и настраивающий на тихое созерцание. Облик погружённой в свои мысли девушки чем-то созвучен задумчивой по состоянию северной природе, облачившейся в весенние неяркие краски. Палитра художника не отличается яркостью и броскостью, и тенденция в сближении оттенков прослеживается также в других работах автора. В них художник не стремится произвести эффект на зрителя, цели его живописной работы глубже. А именно посредством искусства показать места ОтечестваВеликий Сибирский Ледяной поход. 2014Холст, масло, 230 x 300, где душе человека будет спокойно и радостно. Это места с выстроенными на земле православными храмами, освещенными полуденным солнцем и предзакатными его лучами или панорамы диких лесов и долин. Причём, художник верен идеалам реализма и в принципах письма, когда этюд рассматривается им как неотъемлемая часть творческого процесса, как профессиональная обязанность и необходимые для роста постоянные тренировки.
Для этюдных разработок он в весенний период, по ставшей уже традиции, выезжает на пленэры по центральной России, Уралу и северу страны. И как же вновь не провести параллели с мотивами и чертами нестеровской живописи, в новом качестве встречающимися в работах нашего современника. Им с натуры написаны серии многоплановых пейзажей с тонкоствольными берёзами, приглушённой зеленью второго плана и с общей одухотворенностью среды. Воды рек в исполнении Сергея взволнованы до состояния лёгкой ряби и волнСмеркается. Из серии «Кенозеро». 2015Оргалит, темпера, 100 x 130. Однако, их динамичное поведение уравновешено монументально-сдержанным небом с плотными кучевыми облаками. Ясные объёмы архитектуры, каменного и деревянного зодчества в колористической и композиционной гармонии с природой – это выразители русского духа от художника, чьё творчество индивидуально и традиционно одновременно.
Искусствовед Решетникова Анна