Пластов Аркадий Александрович [1893—1972]

  • Страница №1

Деревня Аркадия Пластова. 1979. Автор: И.В. Костин

Аркадия Александровича Пластова я знал с весны 1935 года, когда он появился во Всекохудожнике, где я был консультантом по живописи. Мы подружились, и он стал показывать мне почти все новые крупные произведения, делился своими замыслами. Это позволило мне в 1953 году приступить к работе над монографией о Пластове. В 1956 году книга вышла в свет в издательстве «Советский художник». Настоящую статью я написал в 1980 году, и она  публикуется здесь впервые.

 

Появление  Аркадия Пластова Пластов Аркадий Александрович Пластов Аркадий Александрович [1893—1972] Знаменитый советский живописец. Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1962). Окончил духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении МУЖВЗ...  в художественной жизни  Москвы было неожиданным и эффектным. Осенью 1935 года в списке авторов, представивших свои работы на очередное заседание художественного совета «Всекохудожника», среди фамилий старых мастеров и молодых, но уже заявивших о себе художников, стояла   никому не известная фамилия Пластова Аркадия Александровича. Когда подошла его очередь показывать работы, на сцене, перед членами Совета и всегда большой толпой художников, собиравшихся на его открытые заседания, возникли три картины, поразившие всех присутствующих силой и свежестью живописи, темпераментом, а главное — той жизненностью и естественностью изображения деревенских мотивов, которая более всего свидетельствовала о непосредственном и глубоком знании автором деревенской жизни, ее людей и природы.

Первая картина изображала конюшню ночью, вторая — стрижку овец на колхозном дворе и третья — огромный воз сена, въезжающий в сарай, — вещь хотя и самая большая, очень солнечная, но менее удачная, чем первые две, отличные по мастерству выполнения и поэтичности живописного образа. Как выразительна была, например, уверенная фигура молодой женщины с большими ножницами в руках, приготовившейся стричь барана, которого с трудом подтаскивал к ней молодой колхозник, а также склоненные фигуры других женщин в самых разных и естественнейших позах.

Во второй картине было очень верно передано всегда несколько таинственное ощущение ночи в большом сарае, освещенном слабым светом единственного фонаря. Вот сверкнул глаз лошади, тревожно поднявшей голову. В темноте, почти невидимый, лишь угадывается ее силуэт. Поэтичность этой картины была заложена в самом мотиве, но она прозвучала с особой убедительностью в живописной гармонии картины, в борьбе и согласии теплых и холодных цветов. Никто из советских художников этого времени не мог написать картины с таким пониманием и чувством деревенской жизни, какую показал новый  для нас мастер, этот   простецкого   вида человек, скромно и смущенно стоявший около своих произведений. Гром аплодисментов, объятия, горячая речь И.Э. Грабаря Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович [1871—1960] Известный советский живописец. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 - 1896) у , посещал мастерскую П.П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). С 1913 — академик. Действительный... и возглас И.И. Машкова Машков Илья Иванович Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»... — «Слава тебе, Аркадий Пластов!» засвидетельствовали то, что в советском искусстве появилась новая и очень большая сила. И это полностью подтвердилось в последующие же годы. На всех больших выставках картины Пластова стали занимать одно из центральных мест.; «Конный базар» (1936), «Колхозный праздникПластов А. А. Колхозный праздникКолхозный праздник. 1938Холст, масло., 188 x 307Государственный Русский музей» (1937), «Стадо» и «Купание коней» (1938), еще не менее десяти портретов и небольших жанровых картин, а также четыре, акварельных листа: «Выборы комитета бедноты», «Запись в колхоз», «Премирование коровой» и «Подписка на заем», выполненные в 1939 — 1941 годах, определили уже в предвоенные годы характерные особенности живописи Пластова и, главное, выявили саму творческую личность мастера, его художественное видение, его мировоззрение и его человеческую, душевную, природную слиянность с жизнью деревни, и даже не деревни вообще, а именно со своей родной Прислонихой, находящейся где-то среди полей и перелесков Приволжья, менее чем в 80 километрах от Ульяновска, бывшего Симбирска. И годы Великой Отечественной войны, и все последующее время, до самой смерти художника в мае 1972 года, были наполнены необыкновенным по напряжению, по энергии и целеустремленности трудом. По существу возник удивительный феномен целых четырех десятилетий нашей художественной жизни, который можно назвать открытием деревни Прислонихи в живописном изображении Аркадия Пластова Пластов Аркадий Александрович Пластов Аркадий Александрович [1893—1972] Знаменитый советский живописец. Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1962). Окончил духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении МУЖВЗ.... За эти годы мы уже привыкли  не только к быту далекой Прислонихи, но знаем и многих ее жителей — Витю-подпаска, Ванюшу Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., надевающего отцовский милицейский картуз, конюха лесничества Петра Тоньшина, щеголяющего в тулупе с огромным бараньим воротником, красивую девушку Таню Юдину в нарядном павловском платке, старого кузнеца Василия Лотина, знаем, наверное, почти всех жителей Прислонихи, потому что едва ли был кто-нибудь из них, кого не написал бы в своих портретах и картинах художник. Поразительная   приверженность именно к жизни своей и только своей деревни, нежелание видеть и писать ничего другого,  полная художественная и человеческая растворенность в труде, заботах, праздниках, буднях, в самой судьбе родной деревни и всех ее обитателей — именно все это и наполняет неповторимыми  чертами  и особенностями творчество Пластова.

Однако возникает законный вопрос: а не слишком ли ограниченно, благодаря абсолютной   приверженности к одному месту, содержание искусства Пластова; не односторонне ли и не случайно ли оно? Такие сомнения возникали у некоторых критиков и художников, когда стало ясно, что Пластов кроме своей деревни и ее жизни ничего писать не хочет, да и, пожалуй, по внутренней природе своей не может. Сам Пластов не раз говорил, что он не понимает, зачем ему, хорошо знающему свою деревню, писать из жизни каких-то других деревень и сел. Ведь в его деревне так или иначе происходит то же,  что в основном, в главном происходит и во множестве других сел и вообще в нашем сельском хозяйстве. Зачем же, говорил он, я поеду в большие совхозы и в богатые колхозы, в эти выросшие в особых условиях хозяйства, если таких деревень и колхозов, как мои прислонихский, существует тысячи? Мы живем неважно, но с годами лучше. У нас появляется все больше машин. Трактористы и механизаторы становятся все более важной силой в нашей деревне. Все эти процессы происходят везде, так зачем же мне ездить куда-то далеко, когда у самого дома, в родном хозяйстве я все вижу и все переживаю?

Подобные разговоры он вел часто, и его никакими уговорами и интересными предложениями нельзя было заставить поехать посмотреть передовые колхозы на Кубани или Нижней Волге. Нет, он был уверен, что, передавая истинную правду о своей Прислонихе, он писал правду общую, характерную и нужную. Он не скрывал, что его колхоз долгие годы был отстающим, систематически не выполнял планов, был должником у государства, но он знал также, что это была судьба многих  других  хозяйств,  в  свое время так же страдавших от вмешательства особых обстоятельств, обрушившихся на крестьянина, на сельское   хозяйство. Он верил в улучшение жизни села и, несмотря на свою неизменную любовь к старой русской деревне, зорко следил за изменениями в жизни колхоза, с огромным подъемом изображая то новое, что в деревне появлялось и развивалось. Замечательны  в этом отношении его картины — «Едут на выборыПластов А. А. Едут на выборыЕдут на выборы. 1947Холст, масло., 295 x 221Государственная Третьяковская галерея», «Колхозный праздникПластов А. А. Колхозный праздникКолхозный праздник. 1938Холст, масло., 188 x 307Государственный Русский музей», «Колхозный ток», «Лето», «Ужин трактористовПластов А. А. Ужин трактористовУжин трактористов. 1961Холст, масло., 200 x 167Государственная Третьяковская галерея», «Девушка с велосипедом» и многие другие.

Чтобы понять истинный смысл пластовской поэтики деревенской жизни, нужно посмотреть на его искусство со стороны внутренней естественной жизни русского крестьянина, каковым, собственно, был и всегда оставался Аркадий Пластов. Правда, он получил в Москве высшее художественное образование и потом жил в столице как один из известных советских художников, имел мастерскую и квартиру, часто ездил за границу, был общественным деятелем, действительным членом Академии художеств СССР, народным художником СССР. Все это было у него, и в то же время он навсегда остался обычным, характерным крестьянином, мужиком и колхозником, до боли в сердце переживающим события, несчастья и праздники его   родной и милой Прислонихи.

Эта крестьянская основа его жизни, его мировоззрения, психологии и творчества  определяет образную структуру его произведений. Здесь  прежде  всего  надо  говорить о подлинности всего изображаемого художником. Никакой подмены или подтасовки вещей, предметов обихода, одежды, поз, движеним, самих ниц, фигур, облика людей. Все это у Пластова самое настоящее деревенское, простое, без какого-либо украшательства, но написанное с любовью и даже с восторгом. Художник как бы говорит зрителям — вот  смотрите, это наше, прислонихское, подлинно деревенское, уж не взыщите — мы именно так выглядим, так живем, трудимся, веселимся и горюем. В «Колхозном праздникеПластов А. А. Колхозный праздникКолхозный праздник. 1938Холст, масло., 188 x 307Государственный Русский музей» столы заполнены кусками янтарного сотового меда, огурцами, помидорами, луком, яблоками, бутылками водки, яйцами; одним словом — полная чаша обычной деревенской еды, но все это поставлено, положено, вывалено без какого-либо порядка и композиционной красивости, именно так, как это бывало у них в колхозе на праздниках — свободно, много, обильно — бери, ешь, пей что хочешь; праздник так праздник — гуляйте, ребята!

А в горячую пору уборки урожая вся деревня в поле, на току. Женщины охапками подтаскивают к молотилке снопы пшеницы, парни отвозят на волах солому, мальчишка в большом солдатском картузе  подносит жаждущим воду в ведре, которую ковшом зачерпывает и пьет запевала во всей этой работе — машинист молотилки в ярко-красной рубахе, воплощая весь накал горячей работы, звенящего знойного дня, золото насыпанного кучами зерна и огромных стогов пшеницы. И опять-таки все это подлинное до мелочей изображение важного события в жизни деревни подано в настоящем рабочем состоянии, а не в эстетически-гармоничном порядке. Таково же и «Лето» с женщинами, пришедшими доить коров в полдень на берег речки, с отдыхающими пастухами. Все персонажи этой жанровой картины показаны с такой естественностью, что кажутся без  каких-либо  изменений в одно мгновение перенесенными из жизни в картину. В действительности, однако, все, что мы видим на картине и на первом и на втором плане, с двумя купающимися   женщинами, с   собакой, пьющей воду, и быком, обхаживающим корову, все это множество раз наблюдено, изучено, неоднократно в отдельности написано и, наконец, сочинено, но так, чтобы ни в чем, ни в одной детали не нарушалась полная естественность всей этой обычной деревенской жанровой сцены. 

В приверженности к простому и обычному, к неприукрашенному быту и труду крестьян, в их натуральной, природной сущности, в приверженности к тому, как все это, то есть и труд и быт, и праздники и будни существуют не где-либо, а именно в его колхозной сегодняшней Прислонихе, и заключено содержание и пафос творчества Аркадия Пластова. Но как, какими средствами и каким методом выражает Пластов эту сверхзадачу своего искусства?

Художественное образование Пластов получил в Московском Строгановском училище и в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, но не на живописном, а на скульптурном его отделении, пройдя лишь три курса в мастерской С. Волнухина. Однако  одно-временно он самостоятельно занимался живописью, считая своими учителями, которым иногда показывал работы, А. Архипова, А. Степанова, В.Васнецова Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию... и А. Корина Корин Алексей Михайлович Корин Алексей Михайлович [1865—1923] Русский жанрист, пейзажист, автор ряда портретов и интерьеров. В 1884-1889 гг. учился в Московском училище живописи, ваяние и зодчества. По окончании был удостоен большой серебряной медали. С 1891 г. участвовал в передвижных выставках. Член ТПХВ. С 1894..., то есть характерных представителей популярного в то время «Союза русских художников». Живописный реализм, свойственный многим мастерам этого художественного объединения, стал основой творческого метода не только Пластова, но и многих других советских живописцев разных возрастов, начиная с тех, кто учился в Училище живописи, ваяния и зодчества в предреволюционные годы, и кончая выпускниками Московского  художественного института тридцатых и сороковых годов, воспитанными И. Грабарем Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович [1871—1960] Известный советский живописец. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 - 1896) у , посещал мастерскую П.П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). С 1913 — академик. Действительный... , С. Герасимовым, И. Чекмазовым, В. Фаворской в духе требований пленэрной живописи, отрицающей какую-либо стилизацию, экспрессионистическую деформацию, локальный цвет, слишком обобщенную форму и, наоборот, утверждающей точную передачу цвета и тона предметов,  правдивую   живописную трактовку пространства, освещенности, рефлексов.

Близость живописных работ учеников Московского художественного института ко многим произведениям членов предреволюционного «Союза русских художников»  и к тем,  кто  окончил  Училище живописи, ваяния и зодчества накануне революции, бывает настолько поразительной, что, например, в репродукциях, положенных в ряд, особенно с изображением пейзажей, часто невозможно различить, кому именно принадлежит та или иная работа — старым или молодым продолжателям. В целом это искусство получило, правда, не совсем правомочно, название «московская школа живописи», зачинателями и наиболее яркими представителями которой в свое время были В.Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... и К.Коровин Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик. Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства"...; неправомочно потому, что   существует и другая московская живописная традиция, идущая от мастеров «Бубнового валета» и московского Вхутемаса, наиболее сильно выраженная в творчестве П. Кончаловского Кончаловский Петр Петрович Кончаловский Петр Петрович [1876—1956] Русский живописец и художник театра, один из создателей группы "Бубновый валет", после Октябрьской революции - крупнейший мастер советской живописи, Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии..., И. Машкова Машков Илья Иванович Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»..., А. Лентулова Лентулов Аристарх Васильевич Лентулов Аристарх Васильевич [1882—1943] Русский живописец, кубофутурист, театральный художник, один из основоположников объединения "Бубновый валет"...., А. Куприна Куприн Александр Васильевич Куприн Александр Васильевич [1880—1960]  Русский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.  Один из организаторов общества "Бубновый валет". Участник выставок "Бубновый валет", "Мир искусства", "Московские..., П. Кузнецова, А. Осмеркина, К. Истомина, А. Древина и других близких к ним мастеров.

Однако живопись Пластова целиком находилась в русле традиций и требований  первой  названной   нами московской школы, сохраняя основные особенности школы, но отличаясь от многих ее современных последователей яркостью живописного дарования, цельностью творческой натуры и особо острым восприятием   солнечного света, рефлексов и воздушной среды, как бы пронизывающих изображаемые им предметы и фигуры. Сама эта яркая и правдивая живопись в сочетании с естественной жизнью художника   в   деревенской   среде и определила тот огромный успех и признание, которые получил Пластов с первого же своего появления на московских, а затем на всесоюзных выставках.

Этот успех продолжал сопутствовать Пластову и в годы Отечественной войны, особенно когда им была написана картина «Фашист пролетелПластов А. А. Фашист пролетелФашист пролетел. 1942Холст, масло., 138 x 185Государственная Третьяковская галерея», одна из самых печальных по своему содержанию картин военного времени, и в то же время пронизанная глубоким патриотическим чувством. В послевоенные годы Пластов не переставал выступать все с новыми большими и неизменно привлекавшими внимание художественной общественности и зрителей полотнами. Правдива и поэтична была  жанровая картина 1946 года «Первый  снегПластов А. А. Первый снегПервый снег. 1946Холст, масло., 146 x 113Тверская областная картинная галерея»,  так  естественно и свежо вызывающая множество раз испытанное всеми нами особое ощущение тихой радости, чистоты и обновления, когда первый снег большими, медленно падающими хлопьями покрывает еще не совсем остывшую от лета землю, дома, деревья; или получившая большую известность и занявшая сразу место в экспозиции Третьяковской галереи, смелая, неожиданная по своему сюжету картина «ВеснаПластов А. А. ВеснаВесна. 1954Холст, масло., 210 x 123Государственная Третьяковская галерея», в действительности изображающая обнаженную молодую женщину, закутывающую маленькую дочку в большой шерстяной платок под открытым небом и под падающими хлопьями снега в предбаннике деревенской бани «по-черному». Мастер сумел выразить в этой работе редко удающуюся художникам в подобной теме целомудренную чистоту обнаженного женского тела, с его   здоровой чувственностью, лишенной эротизма. В целом картина вызывает у нас — зрителей — ассоциативный образ ранней  весны,  свежести  и здоровья.

Вершиной поэтического претворения Пластовым жизни колхозной деревни стала картина «Ужин трактористовПластов А. А. Ужин трактористовУжин трактористов. 1961Холст, масло., 200 x 167Государственная Третьяковская галерея». Самую обычную сценку ужина двух трактористов в поле прямо на земле у невыключенного трактора, которым девушка принесла с фермы молоко, художник, оставаясь верным чувству правды жизни, превратил в своего рода песню о красоте природы, об одухотворенности труда, о чистоте юности в образе девушки в белом халате, окрашенном в оранжевый цвет лучами заходящего солнца.

Анализируя творческий метод  Аркадия Пластова Пластов Аркадий Александрович Пластов Аркадий Александрович [1893—1972] Знаменитый советский живописец. Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1962). Окончил духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении МУЖВЗ...  и художественные средства   его   искусства,   видишь, что принцип непреднамеренной случайности в композиционном построении холста, желание показать какое-либо событие или обычное явление из окружающей жизни деревни в том именно виде, каким его наблюдал художник, ничего в картине не переставляя и не убирая, является индивидуальным свойством художественного мировоззрения мастера. Среди многочисленных произведений Пластова есть часть работ, таящих в себе некую особенность в композиционно-пространственном построении картин, которую можно определить как чрезмерную сближенность, тесноту, нагроможденность фигур и предметов. Даже в замечательной по   передаче   летнего   солнечного дня картине «СенокосПластов А. А. СенокосСенокос. 1945Холст, масло., 193 x 232Государственная Третьяковская галерея» косцы не только кажутся слишком прижатыми друг к другу, но и цветущий луг и стволы берез — все выдвинуто на самый первый план, как в натюрморте, в котором все предметы поставлены на ближайшем к зрителю  крае  стола. То  же самое происходит и в картине «В деревне», где фигура женщины и сидящий на ее коленях парнишка, стоящая сзади них корова, трущаяся у ног хозяйки кошка и сваленная в большую корзину ботва —- все вписано в пространство размером в глубину не более двух  шагов.

Подобное перенасыщение и слияние одних предметов и фигур с другими, оставаясь характерной чертой композиционного мышления, свойственного Пластову, все же не всегда приводили к лучшему художественному   выражению   сюжета.

В 1976 году состоялась посмертная выставка произведений художника. Она подвела итог его необыкновенной творческой жизни, его страстной жажды воплотить красоту и правду жизни русского крестьянина и природы, его окружавшей, что и было, по существу, смыслом, содержанием и пафосом всего искусства Аркадия  Пластова.

И.В. Костин. 1980. Из книги «Среди художников»