Дубовской. Из серии «Массовая библиотека». 1949. Автор: В. Зименко
ПритихлоПритихло. 1890Холст, масло., 86 x 143Государственная Третьяковская галерея». Однако творческое наследие его насчитывает свыше тысячи одних только живописных произведений.
принадлежит к числу выдающихся русских пейзажистов XIX века. Широкому кругу зрителей он знаком главным образом как автор картины «Его жизненный и творческий путь был удивительно прям. Художник большой внутренней стойкости и честности,
с первых шагов до последних дней был и остался убежденным приверженцем здорового реалистического искусства. И именно вследствие реалистической целеустремленности и прямоты его искусство постаралась не только замолчать, но и прямо оклеветать декадентская «критика» начала XX века, пренебрежительно отзывавшаяся о Дубовском как о художнике «толпы». Бенуа и другие реакционные эстеты превратили его в ремесленника, из-под неумелой руки которого выходили будто бы «олеографии», «налакированные клеенки», а не картины, тогда как был честнейшим, взыскательнейшим художником, одним из прекрасных, вдохновенных поэтов русской природы.Туман этой злобной клеветы начал рассеиваться только в послереволюционное время, особенно с 1938 года, когда Государственным Русским музеем была организована почти исчерпывающая по полноте выставка произведений) Дубовского, показавшая подлинное значение его художественного облика.
родился в семье зажиточного казака Области Войска Донского, в городе Новочеркасске 6 декабря 1859 года. Образование он получил в Киевском кадетском корпусе. Отец художника мечтал в дальнейшем о продвижении сына на поприще военной службы. Не то замышлял сам юноша, с шестилетнего возраста проявлявший незаурядные художественные способности, любивший наблюдать жизнь природы и с увлечением предававшийся рисованию. В ученические годы увлечение искусством перешло в подлинную страсть. Корпусный учитель рисования обратил внимание на Дубовского, и вероятно, не без его совета юноша решился пойти против воли отца и уехать в 1877 году в Петербург для поступления в Академию художеств. В том же году был зачислен в Академию по классу пейзажа к профессору .
В русской пейзажной живописи к тому времени родная природа окончательно получила права гражданства, и передовые художники-пейзажисты считали для себя первейшей обязанностью запечатлевать окружающие их мотивы.
Реалисты-передвижники, выросшие в период 60-х годов, когда в России на очередь дня встал вопрос о крестьянской революции, высоко подняли знамя идейно-демократического, народного искусства. Народно-поэтическое отношение к природе, органически сочетавшее в себе эпическую силу и ясность с лирической взволнованностью, все более и более проникало в профессиональное искусство пейзажа. Развитое и обогащенное, оно обусловливало наиболее значительные его достижения. Оно лежало в самой основе лирического пейзажа, так называемого «пейзажа настроения», благодаря чему в нем и замечалось тогда много эпической силы.
Русский пейзаж отличался здоровым подходом к природе. Это свойство его проглядывало в наиболее сильных, значительных произведениях лириков и еще полнее обнаружилось в творчестве таких художников, как Шишкин и Куинджи. Различие живописных манер и излюбленных природных мотивов обоих этих мастеров не может скрыть их глубокой внутренней родственности. Здесь не отвергалась лирическая эмоциональность, но она была подчинена объективной характеристике природы. Природу созерцал сильный человек, не приходивший к ней за утешением, а готовый к борьбе с ней. Ему были по душе величавые просторы степи или моря, он любовался могучим массивом леса; беспредельность и слепая стихийность природы не повергали его на колени перед ней.
К этому направлению тяготел и
, нашедший в своем учителе е художника, картины которого передвижники не без основания считали важнейшими звеньями в цепи развития русского реалистического пейзажа и в чьем творчестве было сильно эпическое начало (особенно «На пашне»).У
а прошел серьезную школу, отшлифовавшую его выдающееся дарование. Ученические работы говорят о большом воздействии на него манеры учителя («Лес за рекой», «В дубках» и др.). Четыре серебряные медали (две за рисунок и две за пейзажи) позволяли надеяться, что в Дубовском растет серьезный претендент на 1-ю золотую медаль — высшую награду при окончании Академии. Однако молодой художник, глубоко воспринявший взгляды демократических художественных кругов на задачи искусства и успевший оценить значение свободы для подлинного творчества, нужного и понятного народу, по примеру тринадцати участников знаменитого академического «бунта» 1863 года, отказался от работы на заданную советом тему программной картины и в 1881 году покинул Академию без диплома.Появившиеся через год на выставке Общества поощрения художеств два пейзажа Дубовского «Перед грозой» и «После дождя» показали в нем вполне сложившегося мастера, хотя еще и находившегося под сильным воздействием яесного и трезвого искусства
а.Обе картины имели успех, были премированы и проданы. С еще большим энтузиазмом принялся художник за работу. Сближение с передвижниками, которые объединяли в то время Бее живые силы русского искусства, не в малой степени способствовало его идейно-творческому развитию. И когда в 1884 году
выступил на XII Передвижной выставке с картиной «Зима», он уже нашел свой собственный путь в искусстве, и эта его картина была по праву расценена как новое слово в русской пейзажной живописи.