Дубовской. Из серии «Массовая библиотека». 1949. Автор: В. Зименко
избрал свежий, до него еще не вошедший прочно в русский пейзаж мотив, скромный и, казалось бы, даже прозаический: вид на околицу деревни зимней порой. Виднеются крыши изб, занесенных снегом, в окружении почерневших ветвей оголенных деревьев, дорога со свежим санным следом. Однако образ природы в картине глубоко поэтичен и возвышен, нисколько не теряя вместе с тем в точности и правдивости. Это — поэтический рассказ о морозной русской зиме, когда прозрачный остывший воздух кажется неподвижным и звенящим, как стекло. Заходящее солнце облило розовым светом снежные шапки крыш и занесенные снегом ветви деревьев, отчего снег кажется особенно мягким, чистым и свежим. Людей не видно в картине. Деревня кажется как бы погруженной в беспробудный сон. Художник тонко подметил эту характерную черту в жизни современной ему нищей деревни, для которой зима была особенно тяжкой порой, когда сильнее чувствовались одиночество и темнота деревенской жизни, когда почти замирал ее и так не громко стучащий пульс. Но ощущение тоски не заслоняет собой радостного чувства бодрости, свежести, которое вызывает у здорового человека погожий зимний вечер с крепким морозом, когда весело поскрипывает под ногой первый обильный снежок. Перед этой картиной невольно приходит на память песня Никитина.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Сложный поэтический образ этой картины мог родиться только у художника, не утратившего народного оптимизма, но зорко и участливо подмечающего несообразности человеческого бытия, социальные несправедливости своего времени. За такое близкое народу идейно-демократическое искусство во всех жанрах настойчиво боролись, как мы знаем, передвижники. И, конечно, не случайно они радушно приветствовали своего нового экспонента, картина которого имела шумный успех у публики и сразу же была приобретена П.М. Третьяковым для его галлереи, что в глазах демократических художников было самой желанной наградой, свидетельствовавшей о выдающихся заслугах перед отечественным искусством.
И.Е. Репин после открытия выставки сообщал Третьякову: «А мое мнение о выставке такое: 1-й №
— «Неутешное горе», 2-й Дубовского «Зима»...» В.В. Стасов посвятил «Зиме» в высшей степени лестные строки в своем отчете о выставке, особенно восторгаясь изобразительной точностью молодого мастера. «Г. по-новому взглянул на снег, по-своему передал его, — писал Стасов, — и эта картина есть точно молодой pendant к световым поразительным эффектам возмужалого уже Куинджи… Какие изумительные по правдивости, розовые солнечные отблески на нетронутом, девственном снеге, какие мокрые следы, продавленные в снегу полозьями! Все это чудесно хорошо и ново. От г. Дубовского надо, кажется, много ожидать».Индивидуальный путь Дубовского органически сливался с центральным путем развития русского искусства, и ни у кого уже не вызвало удивления то, что в 1886 году он официально был принят в Товарищество передвижных выставок. Но, если для иных участников этого объединения пребывание в нем было минутной данью времени или даже связывалось с исканием материальных выгод, то для Дубовского вступление в него знаменовало собою начало самоотверженного служения своим творчеством народу, начало сознательного слияния искусства с общественной деятельностью по идейно-художественному воспитанию российской провинции. Глубоко восприняв великие общественные идеи передвижничества от крупнейших идеологов Товарищества —
и , , по свидетельству многих его товарищей, стал впоследствии настоящей «совестью» передвижников, ревностным хранителем лучших традиций объединения, сыгравшего такую выдающуюся роль в истории русского искусства.Исключительно честный, последовательно и глубоко мыслящий человек, до конца убежденный в правоте и жизненности реалистического искусства,
, несмотря на молодость лет» сразу же занял в Товариществе одно из руководящих мест. К его голосу всегда внимательно прислушивались. Неоднократно товарищи избирали его в комиссии по организации выставок; он был многолетним членом ревизионной комиссии; в 1890 году его избирают кандидатом в члены правления Товарищества, а в 1895 году — членом Совета. С 1899 года Дубовской — бессменный член правления Товарищества передвижных выставок.Организационная работа отнимала у него немало времени, но тем не менее не мешала его напряженному творчеству и многочисленным большим путешествиям, которые он ежегодно совершал, начиная с середины 90-х годов.
В произведениях, появившихся на XIV Передвижной выставке 1886 года — «Летом», «На берегу реки», «Осень», «Поздняя осень», «Ранняя весна» —
с еще большей яркостью, чем в «Зиме», стремится к сильному и ясному изображению типического содержания избранных им мотивов. Правда, в этих вещах не выходит за пределы лирического подхода к природе, однако сам характер этой определенной и ясной, светлой и жизнерадостной лирики говорил о широком, эпическом мировосприятии, лежащем в ее основе. Не случайным обстоятельством в этом отношении было то, что среди этой обширной группы произведений особенно удачной оказалась картина «Ранняя весна», вся пронизанная ликованием пробуждающейся после зимнего оцепенения природы. Это цельное, сильное чувство радости и выражено Дубовским гораздо ярче, чем то было возможно на пути более лирического подхода к природе. Вспомним, к примеру, насколько «Март» Левитана более скромен и сдержан по эмоциональному тону, хотя и превосходит «Раннюю весну» Дубовского по многообразию оттенков, по своей, хочется сказать, музыкальности. Но это, собственно говоря, относится уже к различию величин обоих дарований.