Две сестры. 1990. Автор: В. Старк
Конец 20-х—начало 30-х годов XIX века ознаменовались в русском искусстве расцветом жанра акварельного портрета, «зачинателем» которого явился художник П. Ф. Соколов. Его кисти принадлежит множество изображений самых различных лиц, как известных в истории, так и тех, кто занимал скромное общественное положение.
В Тульском областном художественном музее хранятся парные женские портреты, созданные этим замечательным художником. Сравнительно недавно, в 1960 году произведения поступили в музей из частного собрания 3. В. Высокоостровской. Реставрированные, они экспонировались в Москве, Ленинграде, Париже и Флоренции в составе выставки «Русский акварельный и карандашный портрет 1-й половины XIX века». Портреты имеют одинаковый размер, выдержаны в едином колорите, соотносятся в масштабе и композиции. Парность изображений очевидна и никогда не вызывала сомнений. На обороте первого портрета чернилами сделана надпись: «???». Имеется в виду графиня Надежда Львовна Соллогуб, в замужестве Свистунова (1815—1903). Второй портрет числится изображением неизвестной. Оба портрета датированы приблизительно началом 1830-х годов'.
Парные портреты представляли чаще всего мужа и жену, братьев, сестер, реже — родителей и детей, жениха и невесту. Из всех вариантов наиболее вероятным представляется сочетание двух сестер. (Второй портрет не может изображать мать Надежды Соллогуб, поскольку между изображенными слишком незначительна разница в возрасте). Чтобы установить имя неизвестной, необходимо обратиться к генеалогии рода Соллогубов. Фамилия Соллогуб польского происхождения, ее носители обрусели еще к началу XVIII века. Дед Надежды Львовны генерал-майор Иван Антонович Соллогуб был женат на Наталье Львовне Нарышкиной, внучке Александра Львовича, двоюродного брата Петра I. Отец Надежды Львовны Лев Иванович Соллогуб имел женою Анну Михайловну Горчакову, родную сестру лицейского товарища Пушкина, будущего канцлера князя Александра Михайловича Горчакова. У Льва Ивановича и Анны Михайловны Соллогубов было два сына и четыре дочери— Наталья, Надежда, Елена и Вера. Надежда Львовна — вторая дочь, и, поскольку неизвестная явно старше ее, то только первая из сестер — Наталья Львовна — может быть изображена на парном портрете *.
Семейство Соллогубов было хорошо известно как в Москве, так и в Петербурге. Одного из них, своего старинного знакомого Александра Ивановича, Пушкин даже упоминает в черновом варианте XV строфы I главы «Евгения Онегина», в которой приводит своего героя па бульвар, где «гуляет вечный Соллогуб»- Имена двух старших сестер чаше всего упоминались рядом, так как они обычно появлялись в свете вместе ж, как правило, в сопровождении тетки Софьи Ивановны, жены «вечного Соллогуба». урожденной Архаровой. Заботясь о племяншшах. она вывозила их в обеих столицах на балы, а погон уже стар-шая из сестер вывозила младшую. (Известный портрет С И. Соллогуб снимает предположение, чмо на акварели изображена она).
Произведения кисти лучшего акварельного мастера пушкинской эпохи невольно погружают зрителя в атмосферу того времени, когда сестры Соллогуб играли заметную роль в светской жизни Петербурга и Москвы. Их судьбы переплелись и с судьбою са-мого Пушкина. Из переписки Пушкина с Натальей Николаевной известно о нескольких встречах его с Надеждой Соллогуб в 1832—1834 годах. Первая упоминаемая встреча состоялась в конце сентября 1832 года в Москве, на балу у Вяземских. Несомненно, что они уже были знакомы раньше. По словам В. Ф. Вяземской, Пушкин «открыто ухаживал» за графиней Это вызвало упреки Натальи Николаевны. Пушкину же в нескольких письмах пришлось оправдываться перед женой Так. он пишет ей 5 мая 1834 года из Петербурга в Ярополеп: «За Соллогуб я не ухаживаю, вот те Христос».
В одном из писем, сравнивая Наталью Николаевну с Соллогуб и укоряя жену в кокетстве. Пушкин пишет: «Охота тебе, женка, соперничать с графиней Соллогуб». Кокетство Надежды Львовны, ее стремление всем нравиться отмечали многие современники. «Ты красавица ты бой-баба, а она шкурка. Все равно кабы Шереметев стал оттягивать у меня кисте-невскнх моих мужиков».— продолжает Пушкин. Иными словами, состояние самого богатого человека тогдашней России так же не сравнимо с пушкинским, как внешность Натальи Николаевны и Надежды Соллогуб. В другом письме он напоминает жене в назидание сказку А. Е. Измайлова «Заветное пиво», которая заканчивается следующей моралью: