Две сестры. 1990. Автор: В. Старк
Красавицы кокетки'.
Ведь это вам наветкн!
Зачем собою нас прелыпать?
Зачем любовь в нас возбуждать
Притворной нежностью н острыми словами,
Когда мы не любимы вамн
И не хотите вы руки своей нам дать?
К тому же типу красавиц-кокеток принадлежала и Надтгя Соллогуб. Такой мы видим ее и на портрете кисти П. Ф. Соколова с кокетливо склоненной головкой, с привлекающими внимание розовыми бантами в прическе и на платье. Она совсем еще юная, в ней обаяние той поры, когда и «красоте семнадцать лет замена», а уж в сочетании с красотой Назин оставляет долго не забываемое впечатление.
Попробуем датировать портрет Надежды Соллогуб. Она представлена на нем в декольтированном бальном платье. По существовавшей традиции барышни той поры впервые надевали декольтированное платье и выезжали на бал в шестнадцать лет. Этот день появления в свете становился вехой биографии н запоминался на всю жизнь. (Вспомним Наташу Ростову в таком же белом дымчатом платье на ее первом балу, счастливую, «как никогда еще в жизни»). Шестнадцать лет Надежде Соллогуб исполнилось в 1831 году.
В 1832 году она становится фрейлиной великой княгини Елены Павловны, жены Михаила Павловича, и непременно должна носить на плече вензель, положенный ей по штату. На портрете его нет, и, значит, его следует датировать 1831 годом. Именно такой юной Пушкин и мог увидеть ее впервые, но всех красавиц в тот год затмил «чистейшей прелести чистейший образец». Ко времени пребывания Пушкина в Москве (с 21 сентября по 10 октября 1832 года) относится встреча поэта с уже семнадцатилетней Надеждой Соллогуб, первые его упоминания о ней и посвящение ей стихов:
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться; Спокойствие мое я строго берегу И сердцу не даю пылать и забываться; Нет, полно мне любить; но почему ж порой Не погружуся я в минутное мечтанье, Когда нечаянно пройдет передо мной Младое, чистое, небесное созданье, Пройдет и скроется?.. Ужель не можно мне. Любуясь девою в печальном сладострастье. Глазами следовать за ней и в тишине Благословлять ее на радость и на счастье, И сердцем ей желать все блага жизни сей, Веселый мир души, беспечные досуги. Все — даже счастие того, кто избран ей, Кто милой деве даст название супруги.
Автограф стихотворения не сохранился. Один из списков находился в альбоме Прасковьи Арсеньевны Бартеневой. Он датирован 5 октября 1832 годом. Считается, что стихотворение написано было ранее этой даты. Пушкин довольно чаете переписывал, а иногда и переадресовывал свои стихи не тем лицам, для которых они создавались изначально. По утверждению внука Надежды Львовны Соллогуб барона Корфа, именно его бабушка некогда вдохновила поэта на это стихотворение 3.
«Название супруги» дал Надежде Соллогуб знакомый и родственник Пушкина Алексей Николаевич Свистунов (1808—1872), брат декабриста Петра Свистунова. Алексей Свистунов не позднее 1831 года уже был знаком с Пушкиным, так как в середине июня этого года передавал по просьбе поэта его письмо из Царского Села М. Хитрово. Свадьба Свистунова и Соллогуб состоялась в октябре 1836 года за границей, куда Надежда Львовна уехала в июле 1836 года. Вернулась она в Россию уже после гибели поэта.
Стихотворение «Нет, нет, не должен я, не смею, не могу» известный русский литературовед Л. Н. Майков относил в свое время не к Надежде Соллогуб, а к ее старшей сестре Наталье, в замужестве Обресковой, которую Пушкин также знал. Доказательством их знакомства является письмо от 7 мая 1828 года П. А. Вяземского жене из Петербурга, где он описывает вечер, проведенный вместе с Пушкиным у книзей Мещерских: «Там не было южных звезд, а была утренняя заря Обрескова...». Зарей Авророй называет Наталью Львовну друг Пушкина.