Две сестры

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Две сестры. 1990. Автор: В. Старк

Красота Натальи Львовны Соллогуб всегда обращала на себя внимание в обществе. В своей «Автобиографии» А, О. Россет-Смирнова рассказывает о весне и лете 1827 года, проведенных в Павловске, и вспоминает семейство Соллогубов. «В Павловске, — пишет она,— жила старуха Архарова, ее дочь Софья Ивановна Соллогуб и с ней ее племянница, необыкновенно хорошенькая Наталья Львовна Соллогуб...» 4 Наталья Львовна тогда еще не была замужем. Софья Ивановна «Соллогуб-тетка», как ее называет в письмах Пушкин, заботится об устройстве судьбы своей старшей племянницы, а позднее и ее сестры Надежды. Современники говорили, что Софья Ивановна отличалась умом и язвительностью. Холодное, пренебрежительное выражение не покидало ее лица. Наталья Соллогуб во многом будет подражать своей тетке. «Холодности, благопристойности, важности» в свете хочет от жены — Натальи Николаевны и Пушкин, это тот петербургский «хороший тон», который усвоит и Татьяна VIII главы «Онегина», за ним совершенно скроется ото всех ее искренность и глубина. Эта манера поведения в обществе и отличала Наталью Соллогуб. Именно такой светской красавицей, а не просто «хорошенькой» барышней смотрится оиа с портрета, написанного П. Ф. Соколовым.

В своих «Воспоминаниях» сын Софьи Ивановны, писатель граф Владимир Александрович Соллогуб пишет о Наталье: «Двоюродная сестра моя была красавица и в свете имела успех громадный. Она вскоре вышла замуж за Обрескова, который впоследствии долгое время занимал лестный пост российского посла при дворе короля Обеих Сицилии в Неаполе»5. Это не совсем точно: муж Натальи Львовны занимал пост посла не в Неаполе, а в Турине. Александр Михайлович 06-ресков (1790—1885) также был хорошо знаком Пушкину. Он, как и поэт, с юности служил в Коллегии иностранных дел.

Став Обресковой, Наталья Львовна утратила свой графский титул. В мемуарах и других документах 1830-х годов имена замужней сестры Натальи и девицы Надежды часто встречаются рядом. Так, Надежда Осиповна Пушкина в письме к дочери Ольге 21 декабря 1833 года пишет: «Балы в большом свете бесчисленны, а на одном из придворных балов и я присутствовала на хорах благодаря   любезности

генерала Раевского, приятеля Александра и Леона. Хотела посмотреть ва новые костюмы придворных дам: пошли в моду драгоценные кокошники и бархатные шугаи поверх сарафана. Все вто великолепно. В этих нарядах отличались особенным щегольством графиня Соллогуб и сестра ее Обрескова. Много было на бале иностранных принцев, посланников, дамы блестели бриллиантами, а кавалеры свяли всевозможными знаками отличия в залитых огнями залах. Тут-то я и сострила: «на небе звезды и на земле звезды» 6.

Портреты «графини Соллогуб и сестры ее Обресковой» составляют своеобразное художественное единство, построенное на принципе контрастов при легко улавливаемом родственном сходстве. Только в сопоставлении, в перекличке красок, оттенков тонкой психологической характеристики в полной мере выявляются характеры обеих сестер, их суть. Трогательные мечты и надежды юной барышни как бы соотнесены с уже приобретенным трезвым жизненным опытом молодой дамы.

Портрет Надежды Соллогуб, как мы уточнили, мог быть создан в 1831 году. Видимо, не позднее 1831 года Соколов написал и портрет старшей из сестер — Натальи Львовны. Дело в том, что в самом конце этого года ее мужа Александра Михайловича Обрескова как раз и назначили послом в Турин, куда он уезжал вместе с женой. Все семейство Соллогубов собралось для прощания с ними в столицу. П. Ф. Соколов жил тогда в Петербурге, к этим неделям прощания можно приурочить написанные им портреты двух сестер. В пользу последнего говорит и то, что портрет старшей сестры остался недописанным. Завершив главное — лицо, очерк фигуры, детали, художник не успел написать платье. Начав подкрашивать коричневым буфы рукавов, он не завершил последний этап работы. Причина тому видится в поспешности, связанной с отъездом заказчицы, хотя акварель могла быть исполнена и за один сеанс. Свою подпись Соколов поставил лишь на этом, незавершенном портрете, как бы объединив ею оба изображения — «звезд» большого света пушкинской поры.

В.СТАРК

1 Русский акварельный и карандашный порт
рет первой половины XIX века из музеев

РСФСР. М., 1983, ее. 119, 121.

2 Лобанов-Ростовский А. Б. Рус
ская родословная книга. 2-е изд. Спб., 1873,
т. I, ее. 112—113.

'Пушкин А. С. Поли. собр. соч. Изд. АН СССР, т. 3. М., 1949, ее. 1238—1239.

' Смирнова-Россет А. О. Автобиография. М., 1931, с. 125.

'Соллогуб В. А. Воспоминания. Спб., 1887, с. 95.

'Павлищев Л. Н. Воспоминания об А. С. Пушкине. М., 1890, ее. 332—333.