Есть женщины в русских селениях…. 1990. Автор: И. Чижова. Журнал «Художник», №7
«Есть женщины в русских селениях…»
Наиболее известным кодексом эстетических норм портретной живописи для русских художников конца XVIII века был трактат француза Роже де Пиля: «...Все те недостатки, без которых познается осанка и сложение людей, должны быть поправлены и выпускаемы в портретах женщин и молодых мужчин; например, нос кривоватый можно попрямить, грудь гораздо сухую, плечи слишком высокие также можно приноравливать к требуемой хорошей осанке, не выступая из одной крайности в другую. Надобно, чтоб каждый был одет по чиностоянию своему, поелику одни только наряды могут показать в живописи различие между людьми: ...надобно, чтоб одежды были хорошо избраны и раскинуты с изяществом».
Крепостной художник был близок этим позициям не только в портретах знатных дам, но и в «Портрете неизвестной крестьянки в русском костюмеПортрете неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784Холст, масло, 67 х 53,6Государственная Третьяковская галерея» (1785). Облик ее строг и благороден. Красивый кокошник, белоснежная рубашка, яркие бусы, расшитый золотом красный сарафан — все это так пластически закомпоновано и декоративно по цвету, что помогает созданию образа крестьянки, преисполненной величавого достоинстства.
Портретное искусство, блистательно развивавшееся во второй половине XVIII века, связано с поиском идеала, отдает огромную дань поклонению женщине. И год за годом в соответствии с изменением идеала в портретах меняются костюмы и манеры моделей, подвластные моде.
Идеи просветительства, утверждение «природного равенства людей» накладывают свой отпечаток на этот вид искусства. А признаки социального неравенства воспринимались многими современниками, в том числе и писателем А.Н. Радищевым, как искажение гармонической основы человеческой личности.
Отдавая дань восхищения знатным дамам, не забыл «поселянок» и Он писал торжковскую крестьянку ХристиньюПортрет торжковской крестьянки Христиньи. Около 1795Холст, масло., 24 x 19Государственная Третьяковская галерея (кормилицу в семье Львовых) в один год с императрицей (в 1795). Когда смотришь на милое, ласковое, румяное лицо модели, на изящно откинутую головку в малиновом кокошнике и ладную фигуру в зеленом, шитом золотом сарафане, то невольно вспоминаются известные стихи Державина, которые наверняка мог знать художник:
Зрел ли ты, певец Тиисский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят.
Такое понимание пластической красоты русской крестьянки заложило основу для будущих поисков и . Если в XVIII веке можно буквально по пальцам пересчитать портреты крестьянок, то вторую четверть XIX века можно назвать временем расцвета этих сюжетов.
был крепостным художником графа Моркова и только в 1823 году в возрасте сорока семи лет получил вольную.
И в том же году выставил в Академии художеств свою «КружевницуКружевница. 1823Холст, масло, 74,7 x 59Государственная Третьяковская галерея», которая была тепло встречена публикой и сразу завоевала популярность. Он изображает ее с большой душевной теплотой, стараясь попасть в тон карамзинской «Бедной Лизе». Этим образом художник показал, что и крестьянка может быть мила, изящна и кокетлива не менее, чем знатная дворянка. утверждает красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. (В набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы: полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой). Так же, как в свое время воскликнул Карамзин «и простая девушка любить умеет», и для всех это было открытием, так и теперь в журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение новым пониманием образа крестьянки: «Труды его получили всеобщую похвалу, в особенности портрет девушки, который найден исполненным не только приятности кисти, освещения правильного, счастливого, колорита естественного, ясного, но обнаруживающего чистую, невинную душу красавицы. И картину его весьма легко можно принять за произведение самого Греза».
Впоследствии торопился утвердить полюбившийся всём образ крестьянской красавицы, и одна за другой появляются очаровательные «ПряхаПряха. 1820-еХолст, масло, 60,3 x 45Государственная Третьяковская галерея», «ЗолотошвейкаЗолотошвейка. 1826Холст, масло., 81 x 64Государственная Третьяковская галерея» и прочие идеализированные крестьянские девушки, образы которых действительно напоминают сентиментальные грезовские головки. Тропинин почти весь свой творческий путь оставался верен эстетике сентиментализма. пошел гораздо дальше его в своих поисках народности и демократичности, женского образа. Образ женщины из народа становится основной темой Венецианова с 1823 по 1847 год — год его трагической смерти.
Художник начал писать только с натуры. А красивые, милые крестьянские девушки попадались часто. По-настоящему хороши они только в ранней юности, а потом замужество, непосильный труд — красота вянет, как полевой цветок. Портреты («Девушка с бурачкомДевушка с бурачком. 1824Холст, маслоГосударственный Русский музей», «Девушка с котенком», «ЖницаКрестьянская девушка с серпом во ржи. Бумага, пастель., 36 x 28Государственный Русский музей», «Крестьянка с василькамиКрестьянка с васильками. 1820-еХолст, масло, 48,3 x 37Государственная Третьяковская галерея», «Девушка с теленкомКрестьянская девушка с теленком. Конец 1820-хХолст, масло, 65,5 х 53Государственная Третьяковская галерея») не похожи на трогательную поселянку «Бедную Лизу» Кипренского и кокетливо-изящную «КружевницуКружевница. 1823Холст, масло, 74,7 x 59Государственная Третьяковская галерея» . Венецианов старался примирить правду жизни с поэзией чувств, он хотел и умел быть точным, но всегда утверждал лирическое начало.
Что красота? —
Ужель одно названье?
Иль грудь высокая и гибкий стан,
Или большие очи? — но порою
Все это не зовем мы красотою
Уста без слов — любить никто не мог,
Взор без огня — без запаха цветок!
Лермонтовские строчки, относящиеся к 1830-м годам, продолжали пушкинскую лирику, в которой красота и одухотворенность едины. «Гений чистой красоты», «чистейшей прелести чистейший образец»— это общие духовные понятия красоты женщины. Поэты первой половины XIX века воспели красоту крестьянки, но в большей степени это пришлось на долю художников. и были верны идеалу литературных образов Карамзина. пошел дальше своих предшественников. Он во многом был близок позициям Пушкина, Лермонтова и поэтов их круга. Их высокие понятия об идеале женской красоты он, смело, веря в правду натуры, применил к портрету крестьянки. Именно у Венецианова, в портретах молоденьких поселянок, мы находим поэзию, и нам хочется воскликнуть: «чистейшей прелести чистейший образец»! По-другому, чём Тропинин, не идеализируя, а одухотворяя, Венецианов будит сочувствие к своим моделям. Художник ищет идеал, но идеал народный, «тип величавой славянки», который уходит в глубину веков и ранее выразился в стихах Державина и в портрете .
близок идиллиям А. Мерзлякова и Н. Гнедича в попытке создать образ идеального крестьянина. Но он пошел дальше их в наблюдении натуры, изображая крестьянский труд в качестве поэтической, высокой темы. Иногда в его подходе к образу крестьянки слышатся мотивы стихов русского крестьянина Федора Слепушкина, воспевавшего труд и отдых крестьян в патриархальном стиле:
Девушки красные после обеда,
Розе подобно, лицо нарумяня,
Ленты.богатые в косы вплетут,
Шитые жемчугом наденут повязки,
Красные ферези с разной уборкой,
Снегу подобные их рукава.
Выйдут на улицу, станут сходиться,
Девица девице с улыбкой: здорово!
Плавно к гулянью пойдут на лужок.
В его стихах есть и чувство, и свет, и пластика, и это очень близко живописным образам . Его творчество, впитавшее различные веяния литературы,— пример органического соединения реального и возвышенного. Если рассмотреть все работы художника, посвященные народной жизни, можно увидеть, что при разнице индивидуальных характеров героев их роднят такие свойства, как душевная чистота, природное благородство, нравственное начало. Таким образом, идеал, найденный художником в самом многочисленном социальном слое, становится выразителем черт нации.
Во второй половине XIX века по-другому смотрели на женский образ, на его воплощение в литературе и в живописи. Поиск идеала был заменен «женским вопросом». На нем скрещивались многие важнейшие проблемы времени: социальные, правовые, религиозные:
Напрашивается вопрос: какое же место в жанре портрета второй половины XIX века занимает изображение крестьян? Ведь образ женщины-крестьянки главный, ведущий в литературе второй половины XIX века. Уже прозвучали знаменитые строки Н.А. Некрасова: «Есть женщины в русских селеньях» («Мороз, Красный нос», 1864). Были созданы замечательно верные, правдивые и сильные образы крестьянок у Г.И. Успенского, Н.Г. Гарина-Михайловского и других писателей. Н.Г. Чернышевский отметил в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» разницу в идеале внешнего облика крестьянки и дворянки. Но портрета крестьянки после на том же уровне духовно-эстетического осмысления ни один художник второй половины XIX века не захотел или не сумел создать. Сосредоточив внимание на противоречиях общества, стремясь произнести свой приговор его язвам, художники активно работают в области бытового жанра. Именно он давал большие возможности реализовать идейные установки новой эстетической теории.
Отсутствие портрета крестьянки (мы не касаемся жанровой картины) в творчестве художников в период расцвета этой темы в литературе объясняется Чернышевским в его рассуждениях идейными соображениями. Согласно эстетике Чернышевского и его последователей, изображать человека нужно таким, каким он является в действительности, чтобы было ясно, красив он или безобразен. Вот здесь и возникает противоречие, примирить которое художник может только поступившись правдой. По идее, выраженной в литературе, образ крестьянки прекрасен — «миру на диво» (Некрасов), а на самом деле, в жизни он бывал и некрасив. Эту мысль о несовпадении художественного образа с реальным в свое время резко выразил В.Г. Белинский по отношению к стихотворению Державина «Русские девушки», которое нами уже цитировалось. Критик выступал категорично: «Если вы видели в деревнях «российских девушек», то знаете, как «грациозно» они пляшут, и знаете, что они пляшут не в башмачках, а в котах, иногда и в лаптях... с красными и заскорузлыми руками... сравните же то, что вы знаете, с тем, что описал Державин».
Белинский искренен, но не прав по отношению к Державину, в словах которого живут идеи просветительства.
Но, оказывается, как отвечали Белинскому защитники Державина, поэт и не собирался описывать крестьянок с натуры, он скорее сочиняет стихи о дворянках, наряженных в народное платье. Эта традиция поэзии утвердилась и в портретном искусстве. Ее прервал только . А потом она возродилась. Вспомним «У калиткиУ калитки. 1871Холст, масло, 57,7 x 37Государственная Третьяковская галерея» (1871), портреты крестьянок у самых известных передвижников: («Девушка, заплетающая косуДевушка, заплетающая косу. 1883Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»», 1881), портреты украинок у , , . Последние чаще всего писали хорошеньких малороссиянок в нарядных национальных костюмах. И мы точно знаем, что им позировали их родственницы и знакомые, в основном дворянки и горожанки. Так «Украинку у плетняУкраинка у плетня. 1875» (1876) Репин писал с племянницы Николая Ге — Зои Григорьевны. Но выбор этой модели не случаен. Она учится на Бестужевских курсах, затем изучает медицину, поселяется в деревне, чтобы лечить крестьян и вести революционную пропаганду. Потом были и заключение в Петропавловскую крепость, и ссылка. Перед нами — одетая в крестьянский костюм женщина-демократка, столь любимый Репиным образ.
Традиция подлинно крестьянского портрета была возрождена . Эта художница «Мира искусства» по мировосприятию наиболее близка . Никто из живописцев второй половины XIX века, даже его ученики, не были так близки к нему по созданию образов крестьянок, полных пластического и человеческого обаяния, достоинства и естественности. Так же, как художники XVIII века, она не делает различия между образом крестьянки и моделью из привилегированного класса. Ее не трогают противоречия между идеалом и действительностью.
Исследователи первых десятилетий нашего века признают, что самое пристальное внимание общественности привлек созданием нового образа русской крестьянки. Нахождение новых по содержанию и форме образов, рвущих традицию , так счастливо продолженную , совпало с революционной обстановкой 1905—1906 годов в стране. высоко ценивший своего ученика, называет его картину «ВихрьВихрь. 1906Холст, масло., 223 x 410Государственный Русский музей» (1906) символом русской жизни 1905 и 1906 годов. Своеобразную оценку малявинским образам дал Сергей Глаголь: «...веет от них чем-то таким, что есть и в огромных каменных бабах, разбросанных по нашим степям. И в то же время от этих неуклюжих огромных образов веет чем-то жутким и странным. В этих кроваво-огненных красках чудится отблеск каких-то необъятных пожаров, какой-то оргии кровавой... в его красочных задачах... чудится всегда разгадка чего-то иного, более глубокого, стоящего далеко за этими красками. В его «Бабах» чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особого в самом русском духе».
И действительно, сумел порвать с тем идеалом женщины-крестьянки, который был создан в искусстве еще в конце XVIII века и благополучно дожил до XX века почти без изменений. Художник не убоялся реальной грубости образа крестьянки и нашел в нем особую драматичную стихию, причем выразил свое понимание цветом, обогатив колористический строй русской живописи сочетанием контрастных тонов, звучными аккордами в основном красного цвета, широкой свободой мазка.
По его пути чуть позднее пошел , который от жанровых картин, изображающих непосильный труд женщин-поденщиц, прачек, переходит (не без влияния ) к другим образам, в живописном решении которых начинает преобладать жизнеутверждающее начало. Архипов любуется здоровой, немного грубоватой красотой женщин из народа, но они у него веселее, лиричнее, даже нежнее, чем у . Крестьянки Архипова менее индивидуальны, чему Малявина, художник идет по пути обобщения и типизации. Цвет также увлекает его своей мажорной насыщенностью, но он одновременно уделяет внимание и силе света, его игре. Звонкие сочетания в колористической гамме портретов крестьянок помогают создать образы молодых, здоровых, сильных и веселых женщин — ярко выраженный народный идеал. Белее идеализированно писали образы крестьянок в начале века и .
Образы, созданные и , имели большое влияние на современных им художников предреволюционной эпохи, но все же стремление к монументальной пластике не совсем ушло из крестьянского портрета, заложенного Венециановым. Стоит вспомнить «Портрет крестьянки» (1916) Л.А. Бруни, чтобы ощутить веру в силу народного духа, чувство собственного достоинства и упорство воли. Портрет крестьянки в советской живописи — отдельная тема, ждущая своего исследователя.
Цит. по: Ш а р а н д а к Н. П. Иван Аргунов. Л., 1977, с. 9.
Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957 с 281./
Отечественные записки. 1823, М 42, с. 142—143.
Досуги сельского жителя. Стихотворения русского крестьянина Федора Слепушкина. СПб., 1826, с. 425.
Цит. по: Свой подвиг совершив. М., 1987, с. 63.
Цит. по: Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900—1911. М., 1988, с. 21—22.