Гаврилова Мила: Художник и периферия. 2016. Автор: Решетникова Анна
Окраина города – это не просто отдаление в географическом понимании вопроса, но и определённый уклад и образ жизни её коренных жителей. Место, где чувствуют себя неуютно оказавшиеся на её территории гости из сердца мегаполиса. Бетонное однообразие зданий, серость за пределами городских массивов и отдалённость от пульсирующего центра столицы едва ли можно отнести к критериям комфортной жизни. Гнездование на периферии одни будут считать наказанием, а кто-то дистанцируется от повсеместной критики быта за МКАДом и рассмотрит действительность с альтернативной точки зрения. Таким образом, как это сделала
, молодая художница из Москвы. В своих работах она изображает то, за чем наблюдает каждый день. На что не обращают внимания другие по причине привычки. Запечатление чего было скорее правилом, а не исключением в творчестве советских живописцев. Десятилетиями ранее они видели в урбанизации достижение общества, что дало толчок к повсеместному доминированию сурового стиля в искусстве. Его отголоски встречаются и в творчестве современных авторов.Активная когда-то стройка типового жилья превратилась в анабиоз, некогда динамика стала молчаливым наследием ушедшей эпохи. ДворНовый двор. 2015Холст, масло, 120 х 115ы нагромождены достижениями автопрома, но детские площадки, напротив, лишены скученности: футбольные ворота без вратаря, пустуют песочницы и горки. При этом художник не акцентирует на проблеме индивидуального и общего, частного и общественного. Он лишь рассказывает о том, что попадает в его поле зрения каждый день. То, что он окидывает взглядом как бы сверху, схематизируя формы в обход законов перспективы. При всей узнаваемости объектов урбанистической среды, пространство в картине остаётся условным, плоскостным. Реален ли город? Пока спальные районы днём выглядят заброшенными, трудовые будниПерерыв. 2014Холст, масло, 120 х 115 их обитателей проходят в фабричных корпусах.
Для Милы обращение к теме завода началось с желания наблюдения технологических процессов изнутри. Эмоции, полученные от посещения металлургического предприятия в рекордно сжатые сроки, позже воплотились в ряде работ, от эскизов – к крупным форматам холстов. Предки простых трудящихся, выполняющих свои обязанности – устроители новой жизни с полотен
. Правда, фигуры современных металлургов теряются на фоне колоссальных механизмов. Атмосфера высоких температур передана гаммой насыщенных тонов: от пламенно-красных до разбелённого жёлтого, цвета максимального накала металла. Графичными линиями одновременно акцентированы конструктивные членения заводских интерьеров. Главные участники литейного процесса не только поглощены работой, но и окружены промышленными звуками: лязгом, свистом и шипением. Так художник позволил зрителю стать свидетелем скрытого от лишних глаз производства, поделился с ним и восхищением, и потрясением от увиденного. Но шум сменился тишиной и покоем на природе, этюды с которой она пишет в пленэрных путешествиях.Не копированием натуры, а её осмыслением она занята на открытом воздухе. Её пейзажи охватывают Россию с многообразием ландшафтов страны: Великий Устюг, Севастополь, ПлёсУтренний Плёс. 2014Холст, масло, 70 х 70, Коломна, Крым. Где бы ни побывала Мила, университетская поездка в Устюг, по признанию автора, остаётся знаковой в становлении её как художника. Решая поставленные перед собой художественные задачи, она компонует изображение с учётом выбора ракурсов. Панорамные виды Вологодской области и других регионов раскрываются за своеобразными кулисами в виде берёз или елей, а колористическая палитра формируется на взаимодействии тёплых и холодных оттенков. Когда художник пишет не сам предмет, а его окружение. Когда художник своим творчеством генерирует искусство, доказывая существование его источников не только в культурных центрах, но и за их пределами, на периферии тоже.
Искусствовед Решетникова Анна