Графика Василия Ивановича Сурикова. 1949. Автор: С.Н. Гольдштейн
Tворчество
принадлежит к числу таких явлений в искусстве, которые отличаются особенной целостностью и внутренним единством. Это обусловлено, прежде всего, сущностью его идейного содержания. Можно сказать, что художник, деятельность которого питалась передовыми идеями своего времени, посвятил себя одной единственной теме. Такой темой был для Сурикова русский народ, его исторические судьбы.Произведения Сурикова, наряду с тем, что было создано его величайшим современником —
, представляли собой вершины идейно-демократического искусства передвижников. В то же время творчество Сурикова, отмеченное глубокими чертами национального своеобразия, знаменовало собою новый этап в развитии не только русской, но и мировой исторической живописи. Художник горячо веривший в неиссякаемую творческую силу народа, создал произведения, подлинным героем которых были народные массы.Стремясь к воплощению в искусстве героических образов, он с наибольшей полнотой выразил волновавшую его тему в своих монументальных живописных полотнах. Создание этих полотен являлось его главнейшей творческой задачей, которой была проникнута вся его художественная деятельность. В этом смысле следует сказать, что Суриков — мастер рисунка и акварели находился в подчинении у Сурикова — автора монументальных полотен.
Но его рисунки и акварели в то же время на столько интересны и значительны, что самостоятельно рассмотрение пути, пройденного Суриковым; как графиком, существенно дополняет наше представление о творческом облике художника.
Суриков как мастера рисунка и акварели был по достоинству оценен лишь в наши дни. При жизни художник, за исключением редких, единичных случаев, не выставлял своих графических работ. То, что было показано им тогда, не могло дать представления об этой области его творчества.
Впервые во всем своем богатстве эта сторона его художественной деятельности открылась посетителям персональной выставки произведений, художника в Государственной Третьяковской галлерее в 1927 году.
Выставка эта принесла убеждение в том, что величайший живописец бьл в то же время своеобразным рисовальщиком и едва ли не лучшим акварелистом своего времени.
Водяные краски, если таковыми можно назвать разведенную синьку и мятую брусничную ягоду, гвоздь, которым можно было чертить на сафьяновых стульях, были тем первым материалом, при помощи которого будущий художник еще в очень раннем детстве старался выразить свои зрительные впечатления.
Основы техники рисования Суриков познал в Красноярском уездном училище. Здесь, по воспоминаниям художника, учитель рисования рассказывал своим ученикам о выдающихся произведениях искусства и учил их «акварельными красками… сверху холма город рисовать». Видимо, именно тогда юный художник с увлечением рисовал с гравюр, которые приносил в класс учитель. Так копировал он гравюры
и Нефа, Тициана и Мурльо.Мелкий штрих почти имитировал технику гравюры. Тщательность цветовой разработки этих копий при помощи акварели граничит с тщательностью техники миниатюриста.
Известны и некоторые оригинальные работы Сурикова, относящиеся к этим ранним годам его жизни. В них запечатлевает он, чаще всего, мотивы сибирской природы. Прозрачные тона акварельной краски заполняют слегка намеченный карандашом контур.
Однако и классные, и самостоятельные занятия искусством в Красноярске о казались недостаточными для того, чтобы способности художника были верно оценены в Академии художеств, куда он представил свои работы весной 1869 года. Здесь были отвергнуты именно рисунки Сурикова как слишком несовершенные.
Настойчивое желание учиться заставило художника пройти краткую, всего лишь в течение нескольких месяцев школу рисования в Петербургском Обществе поощрения художников, и осенью того же 1869 года Суриков был зачислен учеником Академии.
Классные академические работы с натуры показывают, как легко и свободно овладевал он основами академического образования.
Известно, что впоследствии современники неоднократно упрекали Сурикова в неточности рисунка и перспективы. В действительности те или иные отклонения его от усвоенных правил отнюдь не являлись результатом недостаточной профессиональной грамотности художника или следствием узко субъективного отношения его к изображаемым явлениям. Они возможны были лишь при абсолютном овладении мастером своими художественными средствами и были всякий раз по-своему оправданы идеей его глубоко реалистических произведений.
Лишь органически усвоив правила академического рисунка, законы перспективы, знание ракурсов,
, ученик , мог впоследствии так свободно пользоваться этими элементами художественной выразительности.Академические рисунки обнаруживают в нем мастера плавной линии, подчеркивающей пластику формы. Художник будет прибегать к традициям такого рисунка и впоследствии. Но этим далеко не будут исчерпаны все возможности его как рисовальщика.
Карандаш останется постоянным спутником Сурикова, подлинной стихией которого будет искусство живописи. В руках художника во время его творческих размышлений над большими живописными полотнами карандаш послужит ему средством для записи этих размшлений на самых различных этапах создания картины.