Суриков Василий Иванович [1848—1916]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Графика Василия Ивановича Сурикова. 1949. Автор: С.Н. Гольдштейн

Этюд натурщицыСуриков В. И. НатурщицаНатурщица. 1882Бумага, акварель в русском костюме (1882 г.) справедливо принято считать классическим образцом акварели, при исполнении которой художник следует традициям живописного решения образа. Здесь нет абсолютной зависимости от заранее подготовленного контура, под плотным слоем водяных красок мы лишь кое-где замечаем предварительную работу карандаша. Можно сказать, что, как в живописи, а кварельная кисть создает одновременно и контур и пластику форм.

Акварель проложена достаточно густым слоем с тщательным прохождением теней. Сама по себе колористическая гамма сочна и глубока. Она слагается из сочетания интенсивного красного, синего, белого и желтого тонов одежды, звучащих на общем темном фоне рисунка.

По принципу живописной проработки написано лицо натурщицы, принимающее на себя рефлексы темных тонов одежды и фона.

Значит ли это, что отныне художник разрабатывает исключительно лишь принципы подобной техники акварели? Отнюдь нет. Созданный тогда же, в 1882 году, портрет «Женщины с гитарой» служит доказательствам того, скаль многообразно и вне всякой установившейся схемы работает в данной областй Суриков. Поэтический облик женщины с гитарой очерчен легкими прозрачными мазками. Акварель ислолнена в светлой серебристой гамме, которую разнообразят черная кружевная шаль и алый цветок, приколотый на груди.

Естественно, что художник широко прибегает к акварели во время своих неоднкратных путешествий. В условиях переезда с места на место, из города в город набор акварельных красок оказывается наиболее доступным материалом для того, чтобы фиксировать все, что увлекает его своим красочным богатством. Так, уже первое путешествие Сурикова  в 1883—1884 годах оставило о себе память в виде серии акварельных листов, которые должны быть причислены к лучшим произведениям этой техники не только в творчестве Сурикова, но я в современном ему искусстве акварели в целом.

Сибиряк, запечатлевший в своих произведениях подлинное величие и суровую красоту северной природы, он оказывается и тонким наблюдателем жизни не знакомой ему ранее южной природы. В прозрачной синеве воздушных далей мягко обрисовываются очертания Неаполитанского залива с дымящимся силуэтом Везувия; точно «богатырь с шапкой, будто на уши надвинутой», высится синеющий на фоне голубого неба купол собора св. Петра; принимая на себя сложные рефлексы предвечернего освещения, громоздятся величественные руины римского
Коллизия.

Своеобразным и ярким аккордом врываются в творчество Сурикова впечатления римского карнавала. Красочная акварель запечатлевает шумное веселье национального итальянского праздника.

Самые разнообразные красочные пятна сосуществуют здесь в непосредственном соседстве друг с другом, словно сочетаемые по принципу контраста. Именно такое сочетание их служит целям выражения той остроты и жизненности впечатления, которое производит пляшущая толпа костюмированных участников карнавала.

Работа на открытом воздухе вызывает повышенный интерес к передаче свето-воздушной среды, тончайших рефлексов в зависимости от условий освещения. Наряду с листами, на которых художник воспроизводит насыщенные краски южной природы во всей их определенности и чистоте, имеются у него произведения, в которых одно из основных свойств акварельных красок — их прозрачность — достигает своего максимального выражения. Все пронизано здесь тонки ми, едва уловимыми рефлексами, тени скользят  под легкими ударами  кисти, последовательно  налагающей одну краску на другую, сохраняв при этом всю чистоту свойственных им тонов.

В работах, исполненных акварелью в 90-х и 900-х годах, наблюдается особый интерес к поискам объединяющей тональности. В такой акварели, как ]«Окрестности Красноярска», при исполнении которой художник стремился воспроизвести широкий простор расстилающегося перед взором зрителя пейзажа, он прибегает к приемам последовательных тональных переходов. Зеленоватые склоны холмов уходят своими очертаниями в даль, окрашенную лиловыми и желтыми рефлексами.

С особым увлечением работает Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... акварелью в самые  поздние годы своего творчества. О неосуществленных замыслах этих лет — «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», «Красноярский бунт» и др. — мы узнаем только на основании дошедших до нас акварельных эскизов. Они убеждают нас в том, как верен был великий художник своему призванию исторического живописна — изобразителя народных трагедий и в эти завершающие годы своей  деятельности.

Путешествия этих лет в Испанию — в 1910 году, в Крым — в 1913 и 1915 годах вызывают ряд впечатлений, которые рука стареющего художника воспроизводит неожиданно сильными и уверенными ударами кисти. Испанские и крымские акварели Сурикова поражают своим бодрым и жизнерадостным характером. Они воспроизводят мотивы природы, жанровые сцены, своеобразие местной архитектуры, столь характерные для испанского быта сцены боя быков.

Увлеченный богатством красочных сочетаний, которые он наблюдает в окружающей действительности, силой солнечного освещения, царящего в природе, художник создает произведения, отличающиеся необычайно свободным сопоставлением ярких и чистых тонов, широкой манерой письма. При всем том за этими широко обобщенными приемами торжествует свою победу реалистическая основа творчества мастера, 4 который никогда не терял ощущения материальности изображаемых явлений.

Как и в карандашном рисунке, манера Сурикова лишена какого бы то ни было единообразия и в акварели. Художественные достижения его всегда обусловлены свободой творческих приемов, которые отвечают в каждом случае содержанию создаваемого им образа.

Говоря о Сурикове, как об авторе рисунков и акварелей, необходимо вспомнить о том, что художником было выполнено  несколько книжных иллюстраций. Его работы в этой области носили эпизодический характер, они не занимают существенного места в творчестве великого живописца. Однако они должны быть упомянуты, и не только потому, что служат свидетельством общего интереса, который, несомненно, проявлял художник к реалистической русской литературе, иллюстрируя произведения Пушкина и Лермонтова, Толстого и Короленко. Самый круг иллюстрируемых им образов («Полтава», «Борис Годунов», «Песня о купце Калашникове») как бы служит подтверждением той внутренней целеустремленности которой отмечено творчество Сурикова.

Графическое наследство выдающегося художника убеждает нас в том, что Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... — акварелист и рисовальщик неизменно утверждает себя подлинно реалистическим художником, для которого мастерство рисунка, как и колористическое своеобразие акварели служат целям образного выражения идейного содержания его творчества. Глубоко народный характер искусства Сурикова придает особую значительность всей деятельности художника, которого в речи, посвященной XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революцииг, товарищ Сталин назвал в числе крупнейших представителей великой русской нации.

С.Н. Гольдштейн. Серия «Русская графика». 1950 год