Художественная мифология Андрея Симакова. 2017. Автор: Решетникова Анна
Профессиональное творчество
началось с резьбы по дереву, когда ещё юный художник обучался в художественном Богородском училище. Тогда же состоялись его первые опыты в искусстве графики. Несколькими годами позже он создал ставшую известной сегодня живописную серию на тему славянской культуры, затронув проблему бытования наших предков на родной земле. Но, как признался Андрей, он выработал для себя пласт «Славянской серии» и принял решение двигаться дальше в поисках новых тем для творчества. Изображения статичных, иконных по характеру фигур предков в новых работах сменились многофигурными декоративными композициями, аскеза линии – орнаментальностью фонов и одежд людей, а строгая монохромная гамма преобразилась и обогатилась благодаря палитре ярких оттенков. Поменялась и специфика: графика стала преобладать над монументальной живописью.Но делать отсылки к истории в своей графике художник не прекратил. Центральными персонажами его работ являются реально существовавшие в прошлом исторические личности и вымышленные герои, придуманные авторским воображением. И все они помещены в полумифическую реальность, в которой разделение мира на сферы земли, воды и неба условно. Пространство плоскостно и двухмерно, а люди, его населяющие, не стоят крепко ногами на земной тверди, а парят в воздухе, иногда даже верхом на птицах и животных. Оседлать индюка или енота для них, по всей вероятности, вполне привычное занятие, ведь они по воли художника живут в сказке. А в ней одной могут встретиться несовместимые по логике вещи. Например, рыцарь из Средневековой Европы с павлиньим пером, увенчивающим его шлем и динозавр, инфанта из XVII века, напоминающая любимую модель испанца Веласкеса Маргариту с личной свитой из сов, бодрствующих днём или рыбья битва в небе, когда воины в доспехах нападают на себе подобных. Перечисленные события, на первый взгляд, кроме как чехардой и не назовёшь. Но художник облачил выдумку в изобразительную форму так, что декоративность стала достоинством графических листов, выполненных в смешанной технике.
Благодаря неплотной штриховке бумаги цветными и графитными карандашами, с добавлением акварели или акрила насыщенных тонов получается любопытная игра цветов и фактур. Причём художник использует коллажный приём, когда один художественный материал накладывается на другой. В его случае, наложение происходит не механически, а визуально. Дальний план представляет собой своеобразные декорации с условным изображением деревенских построек и природы. Сюжет разворачивается у нас на глазах, а действующие лица авторского арт-спектакля практически «выходят» со сцены на зрителя. Их пропорции укрупнены, а образы максимально проработаны. Но детали, что художник прорисовывает карандашом, не дробят композицию. К ним стоит присмотреться, ведь некоторые из них являются аллегоричными и помогающими понять смысл происходящего.
«Похитители ЛуныПохитители Луны. 2017Бумага, акварель, графитные и цветные карандаши, 50 x 70», «Похищение невестыПохищение невесты. 2017Бумага, акварель, графитные и цветные карандаши, 55 x 75» – сами названия отсылают нас к мифологии. Согласно античной мифологии, речь идёт об «умыкании» или о мужском состязании Пелопса с Эномаем. Неслучайно в работах современного художника вооруженные бородатые молодцы-разбойники стягивают лунный блин с неба, а храбрый лучник, отстреливаясь, спасается бегством со своей возлюбленной. Так или иначе, автор даёт зрителю свободу в трактовке своих произведений. «Я всегда стараюсь, чтобы у картины была маленькая история», – говорит Андрей. Прочтение и интерпретация которой уже остаётся за зрителем.
Искусствовед Решетникова Анна