Художник Анатолий Талалаев. -0001. Автор: Плетнева Галина Васильевна
В 1953г. окончил Московское художественно-педагогическое училище памяти 1905 года. 1953-1959 гг. – учеба в Киевском государственном художественном институте. Член Союза художников СССР с1963г. В 1959г. был принят в творческий цех Московского областного художественного фонда. Работы
а находятся во многих музеях страны.***
Наше экстравагантное время подтверждает один известный парадокс. Творчество художника своим содержанием обязано конкретной культурной эпохе, однако истинную цену произведению могут дать лишь последующие поколения. Этот странный факт отражает известное противоречие двух составляющих художественного процесса-таланта и мастерства.
Первое — дар бесценный, от Бога, второе — результат индивидуальных усилий автора. Общественное сознание в разные периоды заметно выделяет своим вниманием одну или другую сторону творчества. И только слияние этих категорий во времени позволяет разглядеть и оценить неповторимость содержащихся в наследии духовных ценностей. Манера, почерк художника не абстрактны, а исторически обусловлены.
— один из тех мастеров, кто был свидетелем перелома в искусстве позднесоветского времени, кто формировал художественное лицо периода 1950-1960 гг. Он не был в центре событий, но созданными произведения расширил рамки собственно столичных новаций; сделал все, чтобы связать эпохальную ломку с органикой национальной художественной школы.
Его эволюция поучительна. Подтвердив незаурядное мастерство в изображении мотивов природы, в передаче живой натуры, он стремится к наиболее трудным вершинам в живописи. В частном бытовом сюжете достигает концентрированного впечатления полноты жизненных сил. Таковы его «ПитомцыПитомцы. 1961Холст, масло, 210 х 157» (1961), картина большого формата, в пространстве которой»не умещаются» могучие животные: два вола — черный и красный.
Используемый композиционный прием подчеркивает контраст силы с хрупкостью — фигурой девушки, уверенно ведущей питомцев вслед за собой. Здесь нет скрытой аллегории, но тема гармонии решается благодаря точно выверенному рисунку и обобщающему цветовому пятну. Образ резонирует со своим временем, жаждавшем обрести идеалы в простой, обыденной жизни.
Что касается лиризма пейзажей ОнегиОнега. 1968Холст, масло, 90 х 75» (1968) можно противопоставить прозрачной, серебристо-голубоватой живописи «Рыбацкого поселка» (1967)
а, то он полон затаенности. Напряжение сменяет созерцательность: плотные горячие краски картины «Лето»(1965) и несколько жестковатую палитру «Индивидуальность мастера выражается не в повторяемости цветовых сочетаний, а в способности постичь, что называется, душу природы, в умении передать настроение. Так сохраняются лучшие качества, присущие русской пейзажной живописи.
Так сохраняются корни культуры.
свободно варьирует задачи пленера и повышенную декоративность, насыщенность цвета. Написав картину с тонко прочувствованным состоянием тишины» Теплый вечер» (1965), он в «Натюрморте со смальтой» (1975) отдает предпочтение чисто колористическим акцентам.
Характерная эволюция творчества Холодная баняХолодная баня. 1977Холст, масло» (1977), «Ждут гостейЖдут гостей. 1978Холст, масло, 145 х 145» (1978) стремится к «рассказу», к детализированной подробности сюжета. На первое место выходит программа утверждения неких ценностей национального бытового уклада.
отражает движение времени, изменение вкусов. Дело в том, что 1970-е гг. приносят новую эстетику, в которой доминирующее место занимает конкретика. И кисть художника в картинах «Идеалы мастера связываются с утверждением самобытности отечественной культуры, что становится актуальным на исходе советского общественного устройства. Искусство поворачивается лицом к новому, в котором главным оказывается «старое».
Но сформировавшись в русле традиционной школы,
не ломает себя. Наступившее время он интерпретирует через поэтический образ природы, с настойчивостью перенося на холст ноты грустного размышления и безотчетной тревоги. Таковы его работы «Дождливый день» (1979) и «Суровые годы» (1977)Трепетное, наполненное человеческим теплом наследие художника не может не вызвать отклика в душах людей, тянущихся к искусству, в котором идеал и реальность слиты воедино.
Галина Васильевна Плетнева
Доктор искусствоведения, профессор.