Волков Юрий Васильевич [1921—1991]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Художник, опередивший свое время, или непонятный гений Юрия Волкова. 2012. Автор: Волкова О.В.

VIII.

Их слезы осушат наши
Их кровь прольется по каплям
На землю и смоет нашу
Окрасив это утро в красный цвет

Жан Марсенак

В 1951—1957 годах были созданы две живописные картины о разгроме фашистов на мысе Херсонес в Севастополе: «Херсонесский тупикВолков Ю. В. Херсонесский тупикХерсонесский тупик. 1951Холст, масло, 161 х 251Симферопольский художественный музей» (1951 г.) и «РасплатаВолков Ю. В. РасплатаРасплата. 1956—1957Холст, масло, 161 х 200Военно–исторический музей Черноморского флота» (1956-1957 гг.). В экспозициях эти полотна выделялись глубиной замысла и мастерством пленэрной живописи. В них Юрий Васильевич Волков Волков Юрий Васильевич Волков Юрий Васильевич [1921—1991] Выдающийся советский художник. Живописец-баталист. Член Союза художников СССР...., художник и мыслитель, дал нравственно-философскую оценку войне, в неожиданном ракурсе раскрыл безумие расовой идеи, духовную несостоятельность насилия, пустоту жизни, лишенной Бога, и неизменно следующее за этим возмездие.

На первом полотне изображены фашистские мародеры. Еще не осознавая безнадёжность своего положения, они пытаются спастись и вывезти награбленное добро. На втором, впервые в истории европейской живописи, художник изобразил немецких солдат и генерала, потрясённых разгромом своей армии под Севастополем, переживающих не только физическое, но и моральное поражение.

Как виртуозный мастер композиции, на полотне «Херсонесский тупикВолков Ю. В. Херсонесский тупикХерсонесский тупик. 1951Холст, масло, 161 х 251Симферопольский художественный музей» Юрий Васильевич Волков показывает лишь последствия бомбёжки отступающей немецкой армии советской авиацией. Ужас, смерть и отчаяние видит зритель в лицах и движениях бывших завоевателей. Композиционным центром в картине является телега с награбленным добром. В ходе бомбежки убита лошадь, погиб немецкий кучер, дорогие вещи высыпались из телеги, образуя роскошный натюрморт. Среди дыма, взрывов, страданий людей на залитой солнцем земле он смотрится противоестественно. Но художник сознательно делает на нем акцент. Он с мастерством выписывает переливающиеся на солнце шелковые и атласные ткани, сверкающую золотую и серебряную посуду, кожаную обувь...

Тут же, на переднем плане, убитый немецкий солдат, совсем еще молодой. Справа от него другой, тяжелораненый. На его груди — солдатский медальон. Он пытается приподняться, но встать не может. Широко открытыми, полными ужаса глазами он смотрит в небо, страшась гула возвращающихся советских бомбардировщиков. Рядом с телегой ещё один немецкий солдат, лет пятидесяти. Он сидит, согнувшись, в полной отрешенности — война раздавила его душу. Слишком поздно пришло к нему понимание, что Гитлер их обманул, что никакие идеи и материальные ценности не могут быть равнозначны человеческой жизни.

В центре картины, на втором плане, разворачивается действие у забуксовавшей машины с награбленным добром. Возле машины — фашистский офицер и солдат. Ещё недавно они надеялись спастись, но теперь застыли в немом ужасе, видя приближающиеся советские самолеты, несущие под крыльями возмездие. Справа от них немецкие солдаты

принимают отчаянные, но безуспешные попытки сдвинуть с места машину. В ней сидит женщина. Глаза ее полны ужаса. Слева — другая группа фашистов. Они бегут, страх прижимает их к земле. Тщательно продумывая каждую деталь, художник пишет батальный исторический пейзаж. Палящий день, беспощадное огненное солнце жжёт землю. Яркий, обнажающий детали, свет, тёмные холодные тени, горячие рефлексы резко очерчивают формы, позволяя рассмотреть все подробности бегства завоевателей.

Важную роль играет пейзаж и в картине «РасплатаВолков Ю. В. РасплатаРасплата. 1956—1957Холст, масло, 161 х 200Военно–исторический музей Черноморского флота». Голубое небо, скалы, освещенные солнцем, побережье Черного моря. Природа торжественна и спокойна, но на втором плане, в море, тонущий корабль, на котором должны были спастись отступающие немцы. На полотне темными красками изображены фигуры мертвых и живых немецких солдат. Лица живых исполнены страха, смятения и усталости. Безысходность физическая и духовная разворачивает перед глазами зрителя трагедию судьбы народа-завоевателя.

Композиционным центром этой картины является выразительная фигура генерала. Он бездействует, его лицо исполнено горечи, осознания бессмысленности войны и краха всей его жизни. Рядом с генералом полный силы и уверенности солдат. Он ещё готов сражаться и не понял, что битва уже проиграна. С недоумением смотрит он на безмолвного генерала.

На переднем плане мы видим ту же фигуру, что и на картине «Херсонесский тупикВолков Ю. В. Херсонесский тупикХерсонесский тупик. 1951Холст, масло, 161 х 251Симферопольский художественный музей». Уже не молодой немецкий солдат, опустив голову на руки, сидит, согнувшись, в полной отрешенности. Одна и та же фигура изображена на двух разных картинах. Это знаковый образ у Волкова-художника. Это символ осознания человеком исторической неправды превосходства одного народа над другим, символ осознания совершенного преступления, это трагедия человеческой души.

IX.

... В долгих сумерках между деревьями
есть подобье порыва Из мрака к преддверию света, разлитого в нас.

Жак Реда

Не все задуманные картины о событиях Великой Отечественной войны успел написать художник. Осталось много эскизов к этим нерожденным полотнам.

Не написан диалог о войне (эскиз «Берлин. 1945»). На эскизе мы видим разрушенный Берлин, пожилую немецкую пару, которая беседует с солдатом-освободителем, знающим горькую цену Победы. Не создана картина «Враги». После боя на огромном поле встретились враги. Один смертельно ранен, он изнемогает от боли и жажды, другой в задумчивости стоит над ним с флягой воды в руках.

Не написана картина «Партизанка». На эскизе мы видим пробуждающуюся весеннюю природу, первые нежные распустившиеся листья, голубое небо и юную партизанку, которую фашисты готовятся повесить. В эскизе «Страдания на фоне страданий» Волков-художник поднимает нравственно-философскую проблему человеколюбия и прощения. Он рисует пленных немцев, измученных, оборванных, усталых. Они проходят через советский город, который сами безжалостно и жестоко разрушили. На улицах в горестно-пронзительном молчании застыли жители, те, кому удалось выжить. Они смотрят на пленных. Не написаны картины «Поединок», «Тишина», «Мелодии Дахау», «Он должен говорить», «Пленная Русь».

Но художник успел написать батальную анималистическую картину «Красные каскиВолков Ю. В. Красные каскиКрасные каски. 1960—1962Холст, масло, 200 х 180Евпаторийский краеведческий музей»23. Он не забыл уроки своего учителя, который с таким подлинным мастерством изображал лошадей. В этой многофигурной батальной картине Ю.В. Волков показал себя мастером-анималистом, приемником традиций великого художника Н.С. Самокиша. Изображая на полотне бой, он написал несколько лошадей в сложнейших ракурсах, передал в их огромных выразительных глазах смертельный ужас, который эти животные испытывают во время боя.

***

В первый период творчества Юрием Васильевичем Волковым было создано восемь батальных картин и многочисленные графические работы. Рождению каждого произведения предшествовало тщательное изучение исторического материала, работа с десятками редких фотодокументов, поиск необходимого подлинного реквизита и неустанная работа с натурой.

X.

И все-таки есть подобие отклика
В нежных объятиях сна, что любому раскрыты,
В недвижном струении камня, в переливах волны,
Вросшей в русло свое, в траве, неутомимой
и молчаливой...

Жак Реда

А как выразительны четыре морских пейзажа в овалах!24 Сколько в них передано солнца и воздуха! Как хорошо прописаны море и небо. Сколько искрящейся радости в лицах людей, как пленэрны и красивы сочетания красок!

И это не случайно, ведь художник бесконечно любил природу и считал её источником радости и вдохновения. Море же было им особенно хорошо изучено, оно плескалось почти у самых окон его мастерской. Любовь художника к природе и философский склад ума хорошо раскрываются в коротком письме, которое он написал жене.

«Милая Оля! Сейчас час ночи. Я вышел во двор и долго смотрел на ночное небо, думая о Вас. Общее настроение этой картины дополняли сверчки, звук которых, точно со светом звезд, струился откуда-то сверху. Когда я вижу над собой этот беспредельный мир, моё я перестаёт существовать, но это сознание своего ничтожества не угнетает, а как-то исцеляет душу от всего суетного и мелкого. Не знаю, знакомо ли Вам подобное прекрасное чувство. Какие теперь стали люди. Они, где только могут, там и повесят фонарь. Отчего все реже видят звёзды!!!

Конец июля 1980 г.»

***

Рассказать о Юрии Волкове только как о баталисте для биографа означало бы исказить реалии жизни художника. За эти двадцать лет им были написаны жанровые картины, пейзажи, сделаны росписи для Свято-Николаевского собора и Свято-Ильинского греческого храма в Евпатории. В монументальных пейзажах «Чайки над морем» и «Степь» созданы образы величественно прекрасной природы. В морском пейзаже зритель видит мятущихся чаек над прозрачно-зелеными тяжелыми мерно вздымающимися волнами. В пейзаже «Степь» - бескрайнюю весеннюю крымскую степь с травой по пояс, ковылём, ковром цветов, скифскими курганами и маленькой фигурой всадника, затерявшегося в степи.

Жанровых картин Ю.В. Волковым было создано немного. Это: «Кризис прошёлВолков Ю. В. Кризис прошелКризис прошел. 1954Холст, масло, 115 х 162Симферопольский художественный музей» (1954 г.), «На курортВолков Ю. В. На курортНа курорт. 1960Холст, масло, 59 х 35Евпаторийский краеведческий музей» (1960 г.), «Дети и мореВолков Ю. В. Дети и мореДети и море. 1958Холст, масло, 178 х 314Евпаторийский краеведческий музей» (1958 г.), «Горячая пораВолков Ю. В. Горячая пораГорячая пора. 1950Холст, масло, 125 х 160Симферопольский художественный музей» (1950 г.).

Но какие это разные произведения! В первом изображены врачи и медсестра, ежедневно спасающие жизнь человека; во втором — высокомерная дама в золоте и бриллиантах, отправляющаяся на курорт; в третьем - беззаботно отдыхающие на море дети; в четвертом — счастливые мирные труженики, убирающие первый послевоенный урожай. Жанровые картины поражают глубоким и тонким знанием психологии. Любовь Юрия Волкова к человеку, его способность проникнуть во внутренний мир собеседника и запечатлеть увиденное в произведении — уникальная особенность дарования художника.

XI.

И навстречу ей - то, о чем она лишь мечтала:
Этот взгляд, это простой Бог, уже забывший
О своей могиле, весь полный
Чувством счастья, весь
Растворяющийся в синеве мира.
«Нет - говорит Он,- не прикасайся ко мне»,
Но даже слово «нет» сияет светом.

Ив Бонфуа

Юрий Васильевич Волков был многогранным художником. Об этом свидетельствуют и его росписи в Свято-Ильинском греческом храме и в Свято-Николаевском соборе в городе Евпатории. Предыстория создания росписи «Голгофа» («Лунный пейзаж») в Свято-Ильинском греческом храме, дает нам возможность ещё раз увидеть красоту и глубину взаимоотношений между матерью и сыном. В середине 50-х годов художник испытывал материальные затруднения25: заказов не было. И тогда Галина Николаевна решила сделать благое дело для храма и помочь сыну. Ничего не сказав Юрию Васильевичу, она отнесла свои сбережения, восемьсот рублей, в Свято-Ильинский греческий храм, и попросила, чтобы батюшка Михаил Севбо26 пригласил её сына выполнить роспись на восточной стене храма, а в оплату за работу добавил те деньги, которые она передала. Вскоре на восточной стене храма началась работа над росписью «Голгофа» («Лунный пейзаж»).

7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения. В газетах, журналах, в учебных заведениях и на производстве без устали проводили «глубокую систематическую научно-атеистическую пропаганду». Церкви закрывались, превращались в склады и спортзалы, а иногда и разрушались.

Когда труд художника уже подходил к завершению, нашлись «доброжелатели», которые отправили в Киев письмо о том, что член Союза художников СССР Ю.В. Волков проигнорировал постановление ЦК КПСС и работает над росписью стены в Свято-Ильинском греческом храме. Для вынесения вердикта в Евпаторию из Киева прибыла авторитетная комиссия во главе с Народным художником СССР М.Г. Дерегус. Войдя в храм, и внимательно рассмотрев готовую роспись Ю.В. Волкова, Народный художник СССР М.Г. Дерегус смело и твёрдо сказал: «За такое произведение не исключать из Союза художников надо, а принимать в члены Союза художников»27. Недаром прихожане этого храма до сих пор вспоминают с трепетом роспись «Голгофа» («Лунный пейзаж»). Но Волков все же был наказан: его кандидатуру, выдвинутую на присвоение почётного звания «Заслуженный деятель искусств УССР», отклонили.28 Спустя короткое время храм закрыли и начали использовать под склад, а в 1962 году его превратили в спортивный зал. Роспись «Голгофа» («Лунный пейзаж») была навсегда потеряна. Очевидцы рассказывали, как власти дали распоряжение ее закрасить, и рабочие покрыли роспись масляной краской, но она не хотела «умирать» и проступала сквозь краску. Тогда, чтобы уничтожить её окончательно, роспись покрыли горячей свежегашеной известью.29

Все эти события болью отозвались в сердце художника, но не сломили его. В 1963—1966 годах он выполнил в технике энкаустика росписи для Свято-Николаевского собора: пять фигур святых в простенках между окнами на барабане купола и три фигуры — на центральном клиросе. Работать приходилось на большой высоте. Это был очень тяжелый и кропотливый труд, но художник старался сделать его так, чтобы росписи сохранились надолго.

Примечательно, что, нуждаясь материально, Волков не взял за эту работу деньги, а попросил у совета собора выдать ему три списанные парчовые ризы священника и шелковую скатерть.30 Эти красивые ткани были ему нужны: он уже начал работу над исторической картиной

«Приезд русского посла А. Ладыженского в Бахчисарай в 1614 г.31 Росписи Ю.В. Волкова в Свято-Николаевском соборе сохранились до сих пор. Позже, на втором ярусе этого собора, протоиереем Георгием Куницыным было найдено распятие Иисуса Христа — безгрешного Сына Божьего, выполненное маслом. Сейчас оно находится в Свято-Ильин-ском греческом храме и открыто для почитания верующим. Божественный лик распятого Христа исполнен страдания, очи подняты к небу и обращены с мольбой к Богу Отцу. Прекрасно, легкими тенями и полутонами выписана фигура Христа и драпировка. Создавая этот образ, художник часто смотрел на распятие, находившееся в изголовье над кроватью матери.

За полгода до смерти Ю.В. Волков вновь обращается к образу Иисуса Христа. Он рисует эскиз, где на переднем плане — на фоне фигур и лиц людей — римские легионеры поднимают крест, с только что распятым Иисусом Христом. Все лица обращены к Сыну Божьему и одновременно к зрителю. Но и этому эскизу не суждено было воплотиться.