Художник пушкинской поры. 1939. Автор: И.А. Либерфорт
— един из художников пушкинской поры. Он принадлежит к числу тех немногих живописцев, творческое дарование которых развивалось вне влияния официального академического искусства. Венецианов по праву Может быть назван основоположником реалистического бытового жанра в русской живописи.
«По живописи разных родов (peinture degenre), — писал современник Венецианова, президент Академии художеств Оленин, — Венецианов первый открыл в России путь к сему приятному роду живописи».
В своих небольших картинах на темы из крестьянской жизни, написанных по непосредственным наблюдениям действительности, Венецианов первый сделал попытку показать нам крестьянский труд, простую сельскую природу и вместе с тем дал правдивые крестьянские образы, наполненные глубоким уважением и любовью к человеку.
Творчество Венецианова содержит в себе черты, которые были отмечены Белинским в поэзии Пушкина: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этими словами бесконечное уважение к достоинству человека, как человека.»
родился в Москве в 1780 году. Отец его занимался торговлей огородными растениями и ягодными кустами из собственного садоводства. Кроме того, он перепродавал картины. Среди публикаций «Московских Ведомостей» за 1794 год можно прочесть объявление, что на Таганке у Венецианова продаются кусты смородины, луковичные растения и «очень хорошие разные картины», деланные сухими красками, в золотых рамах за стеклами, за весьма умеренную цену».
Возможно, что наличие произведений искусства в доме отца, где протекали детство а юность будущего художника, способствовало развитию у него интереса к живописи. Венецианов полупил хорошее образование. Он учился а пансионе и после окончания его служил землемером. В 1807 году он был переведен по службе в Петербург. К этому времени можно отнести и начало его систематических занятий живописью. Он часто посещает Эрмитаж, копируя там произведения великих мастеров прошлого. Венецианов интересуется голландцами, произведения которых привлекают его внимание тонкостью мастерства н простотою в изображении жизненных сцен. Голландцы научили художника находить красоту в повседневной действительности. В Эрмитаже Венецианов встречается о крупнейшим русским портретистом XVIII и начала XIX веков
и вскоре становится его учеником.Под влиянием Боровиковского Венецианов создал ряд портретов. Композиционное и цветовое решение роднит эти портреты Венецианова с лучшими произведениями его учителя (автопортрет 1810 года и групповой портрет, написанный в 1812 году, на котором изображен инспектор академии К.И. Головачевский с мальчиками-учениками).
С другой стороны, этим портретам присущ ряд черт, Которые говорят о самостоятельном развитии творчества художника. В отличие от портретов Боровиковского, портреты Венецианова значительно проще, демократичнее. Характеристика портретируемых отличается большей конкретностью.
За эти работы Академия художеств награждает Венецианова почетным званием академика, несмотря на то, что он не был ее воспитанником.
Но подлинное призвание и славу
завоевывает не этими портретами, а картинами, изображающими быт.К изображению бытовых сюжетов Венецианов пришел не сразу. Он пробует свои силы сперва на политической карикатуре, в которой уже проявляется его интерес к бытовым мотивам.
В 1808 году он издает «Журнал карикатур на 1808 г.», где помещает свои рисунки. Этот журнал после выхода первого номера был закрыт цензурою. В 1812 году Венецианов снова берется за карикатуру и вместе с Теребеневым выпускает серию карикатур, посвященных Отечественной войне.
Характеристика французов носит явные черты сатиры, Русских людей художник изображает с большой теплотой. Он наполняет чувством патриотического героизма созданные им образы защитников родины. Этим приемом сопоставления Венецианов достигает особой выразительности в передаче конкретных событий из отечественной истории.