Венецианов Алексей Гаврилович [1780—1847]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Художник пушкинской поры. 1939. Автор: И.А. Либерфорт

 

История России первой четверти XIX века определяется двумя важнейшими событиями, относящимися к этому периоду: Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов 1825 года. Всенародный патриотический подъем, связанный с освободительной войной 1812 года, способствовал развитию чувства национального самосознания и революционной  мысли.

Интерес к народу был в значительной степени обусловлен и тем, что представителя передовой части дворянского общества находились в то время под сильнейшим влиянием демократических идей, выдвинутых французскими просветителями и вождями буржуазной французской революции 1789 года.

Участие народных масс в борьбе против врагов, проникших на русскую землю, и   целый ряд героических подвигов, совершенных крестьянами-партизанами, усилили в общественных кругах интерес к крестьянам и их быту. Образы крестьян начинают занимать все большее и большее место в творчестве художников и писателей.

В 1820 году Венецианов Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович [1780—1847] Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. - Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С...., решив заняться исключительно живописью, выходит в отставку и уезжает в Сафонково, небольшое свое поместье в Тверской губернии.

Несколько последующих дет являются для художника, периодом искания новых путей.

Более 3 лет (1820—1824) он пишет картину «ГумноВенецианов А. Г. ГумноГумно. 1820—1824Холст, масло, 66,5 х 80,5Государственный Русский музей» (Русский музей). Эту работу Венецианов создает под. впечатлением картины французского художника Гране, которая привлекла его внимание реалистичностью передаче действительности.

«Сия картина, — писал Венецианов о «Внутренности церкви капуцинов» Гране,— произвела сильное движение в понятой вашем о живописи, мы в ней увидели изображение предметов, не подобное или точное только, а живое, не писание с натуры, а изображавшуюся самую натуру... Некоторые артисты уверяли, что в картине Гра-нета изысканное освещение и фокус освещения причиною сего очарования,... но что полным светом, прямо освещающим никак невозможно произвести сего разительного оживотворения предметов, ни одушевленных, ни вещественных. Я решился победить невозможность: уехал в деревню и принялся работать. Для успеха в этом мне надобно было совершенно оставить все правила я манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные, приняться за средства, употребляемые Гранетом. И они мне открылись в самом простом виде. Дело состояло в том, чтобы ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является, ш повиноваться ей одной без примеси манеры какого бы то. ни было художника..'. Избрав такую дорогу, принялся я писать «ГумноВенецианов А. Г. ГумноГумно. 1820—1824Холст, масло, 66,5 х 80,5Государственный Русский музей». В этой картине Венецианов воплощает свое понимание задач, стоящих перед художником. Стремясь личным опытом проверить метод Гране, Венецианов ищет в окружающей деревенской обстановке внешние условия, близкие к тем, в которых создавалась картина Гране. Храм, освещенный солнечным светом, проникающим в окна, Венецианову заменил деревянный сарай — гумно. Художник прорубил заднюю стену и впустил в темную глубь сарая широкую волну мягкого дневного света. С предельной точностью, но несколько сухо и статично, изображено на картине все, что находилось в сарае: группа отдыхающих крестьян на переднем плане, другая группа крестьян, занятых упряжкой лошади, куча ссыпанного зерна и незатейливый крестьянский инвентарь, В позах и движениях людей еще не чувствуется жизни и естественности.

Уяснив себе, что художнику надо следовать натуре, Венецианов, однако, не пользовался принципом художественного отбора: «Нарисуй себе комнату по правилам перспективы,— говорил Венецианов, — и начни писать ее, ие фантазируя; копируй натуру настолько, сколько видит глаз твой, потом помести в ней, пожалуй, и человека и скопируй его так же бесхитростно, как «гул, как лампу, дверь, замок, картину, — человек выйдет так же натура-лея, как и пол, на котором он стоит, и стул, на котором он сидит...»

В замечательной пастели 1823 года «Очищение свеклыВенецианов А. Г. Очищение свеклыОчищение свеклы. 1820Пергамент, пастель, 58 х 68Государственный Русский музей» (Русский музей) Венецианов достигает уже значительно большей жизненности в изображении работающих крестьян: позы их оправданы сюжетом, чувствуется большая связь людей с окружающей природой и обстановкой, чем в предыдущей картине. Оба эти произведения окончательно определяют путь художника: он переходит к работам над темами бытового жанра.

Большинство работ Венецианова, представленных в Третьяковской  галлерее,  относится к 20-м и 30-м годам, к периоду расцвета творческих сил художника. Они несут в себе черты подлинной человечности, народности и поэтической любви к родной природе — черты, которые присущи творчеству Пушкина. Такими произведениями являются: «На пашнеВенецианов А. Г. На пашне. ВеснаНа пашне. Весна. Первая половина 1820-хХолст, масло, 51,2 x 65Государственная Третьяковская галерея», «На жатвеВенецианов А. Г. На жатве. ЛетоНа жатве. Лето. Середина 1820-хХолст, масло., 60 x 48Государственная Третьяковская галерея», «Крестьянка с василькамиВенецианов А. Г. Крестьянка с василькамиКрестьянка с васильками. 1820-еХолст, масло, 48,3 x 37Государственная Третьяковская галерея», «Захарка», «Девушка с теленком», «Старуха с   клюкой»,  «Голова   крестьянина»,  и мн.  др.