Художник пушкинской поры. 1939. Автор: И.А. Либерфорт
В картине «На пашне», впервые в русской живописи, в тончайшем поэтическом образе запечатлена скромная красота русской природы. Художник изобразил весенниий пейзаж, широкие горизонты полей, нежность распустившейся листвы, синеву неба, едва уловимое движение легких облаков й торжественную тишину, разлитую в природе.
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют».
Поэзией овеян и образ крестьянки, изображенной художником в этой картине. Легкой поступью, грациозно идет она по пашне, ведя за собой лошадей, впряженных в борону. В передаче отдельных явлений действительности Венецианов умел выражать поэтические настроения и улавливать гармоническую связь природы с человеком.
В другой своей картине — «На жатве» — он так же, тонко передал летний пейзаж с золотыми нивами и знойным небом.
С большой проникновенностью и глубоким чувством дан Венециановым образ крестьянки в картине «Крестьянка с васильками». По мастерству живописи и убедительности- характеристики это одно из лучших. произведений художника. Хорошо переданы непринужденная, несколько усталая поза, свободно положенные на кол»ни загорелые, рабочие руки. Весь облик проткнут внутренним благородством.
В этих произведениях Венецианов показал красоту простой русской женщины, несколько позднее воспетой Некрасовым. Но художник не мог Отразить всей тяжести положения крестьян в эпоху крепостного права, так как творчество его относится К тому времени, когда общественная мысль в России, в силу исторических условий, не поднялась еще до разрешения социальных вопросов. Только среди наиболее передовых людей того времени, в узком кругу декабристов и их единомышленников, предшественниками которых были Новиков и Радищев, обсуждалось положение крестьян.
Жизнь среди крестьян, непосредственное общение с ними заставили художника не только искренно полюбить их, но и научили его глубоко понимать этих людей, научили его смотреть 1на многие явления крестьянской жизни глазами самих крестьян. Оттого кажутся такими искренними почти все его картины из крестьянского быта, оттого в них столько подлинной душевной теплоты, подлинной жизни («Девушка с тебренком», «Вот-те и батькин обед"Вот-те и батькин обед". 1824Холст, масло, 25,8 x 20Государственная Третьяковская галерея»).
Близки к этим произведениям по характеру изображения и портретные этюды, исполненные художником. Этюд с натуры «Захарка» (1825) прекрасно передает деловитую сосредоточенность крестьянского мальчика. Живо схвачен пытливый детский взгляд из-под насупленных, бровей. В простой крестьянской одежде Венецианов нашел богатое живописное сочетание красок. В этом отношении его можно сравнить с голландскими художниками,, умевшими, как писал Гегель, «преобразить существующие мимолетные видимости природы, как порожденные снова, человеком, в тысячи в тысячи эффектов» *.
В «Захарке»
создал правдивый образ крестьянского мальчика, перекликающийся с некрасовским «Мужичком с ноготок».В этом же году был написан этюд «Голова крестьянина»—-правдивое изображение крепостного, в чертах лица которого отражена затаенная скорбь тяжелой крестьянской доли. «Захарка» и «Голова крестьянина» знаменуют собой следующий, более высокий этап в творчестве художника.
Творчеству Венецианова этого периода дана была следующая оценка в журнале, издаваемом В.И. Григоровичем: «Мы не имеем еще своих Оскалов, Миерисов и проч. Он (Венецианов) идет их путем потому, что изображает Природу в простоте ее с тою же как и они верностью и с тою же любовью. Образ живописи его оригинален приятностью кисти, точностью освещения и правдою без прикрас. Положения, которые дает он фигурам своим, по большей части естественны и потому милы. Он любит отчетливость в отделке».