Художник пушкинской поры. 1939. Автор: И.А. Либерфорт
Творчество Венецианова отнюдь ие исчерпывается крестьянскими образами. В Третьяковской галлерее имеются его работы 40-х годов XIX века. Это портреты купца Образцова и его жены и групповой портрет «Дети. Панаевых». Эти произведения свидетельствуют о новых завоеваниях художника.
В портрете Образцова дан яркий социальный облик купца-предпринимателя. Детский групповой портрет обогащен действием в конкретной обстановке, т. е. теми элементами, которых не хватало Венецианову на первом этапе его творчества.
Интимные, согретые внутренним чувством картины Венецианова заслуженно привлекали к себе внимание современников. Издатель «Отечественных записок», академик живописи П.П. Свиньин, давая отчет о выставке 1827 года, написал в своем журнале: «...Особое внимание публики обращалось здесь на произведения г. Венецианова, состоящие, как обыкновенно, из небольших картин, пленяющих русского патриота верным изображением предметов, близких его сердцу. Эти лица, это небо, эти вещи — все это русское, все не вымышленное, все взято. из самой природы. Оттого-то картины г. Венецианова нравятся нам и иностранцам, оттого-то мы и видим успех его школы».
Прожив до конца своей жизни (1847 г.) почти безвыездно в деревне,
основал там художественную школу, в которую привлекал учеников преимущественно жз крестьян. За 20 слишком лет ее существования и нее вышло свыше 70 крестьян художников.Один из них Аполлон Мокрицкий, писал в своих воспоминаниях: «Венецианов любил делиться своими познаниями и достижениями с другими; это был добрейший человек, к нему обращались все бедные ученики, нередко он и сам отыскивал их; таким образом, мало-помалу, составилась у него своя школа».
Венецианов трогательно заботился о своих учениках, он не только обучал их бесплатно, но и хлопотал об их освобождении. Это видно из переписки с Милюковым, в которой он осуждает Милюкова за нежелание отпустить на волю талантливого молодого художника Григория Сороку. Венецианов собирал деньги для выкупа крепостных, отвозил молодых художников в Петербургскую академию и заботился о дальнейшем их материальном благополучии,
Из «Венециановской школы» вышли многие художники, представленные в Третьяковской галлерее, — Крендовский, Зеленцов, братья Чернецовы и Плахов.
Картины венециановцев подкупают наивной правдой и, порой, тонкой живописной красотой. Однако большинству учеников ве удалось создать произведений, равных произведениям их учителя. И, может быть, потому, что
, (работая над картиной, сам того не замечая, отступал от натуралистической теорий, которую он рекомендовал своим ученикам.Творчество Венецианова является существенным этаном в развитии русской реалистической живописи. То, что было завоевано Венециановым, продолжил и углубил крупнейший русский художник
, который не только расширил самое понимание бытового жанра, но и внес в него юмор и критическое осуждение.Огромное значение Венецианова заключается в том, что он один из первых близко подошел к бытовому жанру и национальным темам и заставил по-новому смотреть на крестьянство. В повседневной действительности он сумел увидеть прекрасное и претворить ее в поэтические образы.
Творчество Венецианова было народным не только по выбору сюжетов, но и потому, что оно правдиво и искренно отображало крестьянскую жизнь и было проникнуто чувством большой любви к человеку. Оно было народным в том смысле, в каком определял сущность народности Добролюбов: «Народность понимаем мы не только как умение изобразить красоты природы местной, употребить меткое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи и т.п.... Но чтобы быть поэтом истинно народным, надо больше: надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с' ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ.»
И.А. Либерфорт
Издание Государственной третьяковской галереи, Москва, 1940 год.