Дейнека Александр Александрович [1899—1969]

  • Страница №1

Художник современности. 1957. Автор: Костин И.В.

На   выставке   произведений Александра Дейнеки

Журнальные рисунки А.А. Дейнеки Дейнека Александр Александрович Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии... я знал с 1924 года, и они производили на меня и на многих моих сверстников огромное впечатление. С живописью художника был знаком по выставкам ОСТа   в  1925 — 1926 годах, а затем и по многим другим выставкам. Часто обращаясь к творчеству   мастера   в   своих статьях  о  советском  искусстве годах, я в 1956 году неоднократно беседовал с Александром Александровичем, предполагая написать монографию о нем, которая, однако, не состоялась. Более подробно написал о начальном периоде его творческой жизни в своей книге «ОСТ (Общество станковистов)».    Публикуемая здесь статья написана в 1957 году для журнала «Творчество» 1957,№  7, с. 4—9) в связи с большой персональной выставкой А. А. Дейнеки, развернутой в мае 1957 года в залах  Академии  художеств СССР. 

 

В советском искусстве едва ли есть еще художник, в творчестве которого с такой полнотой и силой выражена современная жизнь советского человека, как выражена она в искусстве Александра Дейнеки Дейнека Александр Александрович Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии...

Начиная с 20-х годов, когда Деннека был еще студентом Вхутемаса, и до наших дней он всегда понимал жизненные и эстетические потребности эпохи. Всю свою любовь к искусству, жажду выражать свои думы и впечатления через рисунок и живопись художник направляет на раскрытие типических особенностей того, что каждодневно рождалось и рождается в жизни нашей страны.

В первые годы Советской власти, когда особенно остро развернулась борьба народа с внешними и в нутренними врагами революции, Дейнека ярче всего проявил себя в боевой политической работе в печати, в сатирических и антирелигиозных журнальных рисунках, в агитационных плакатах. Но уже тогда он начинает работать в живописи, ищет щ в ней возможности монументального художественного обобщения идей современности, создавая образы утверждающие, полные силы я и энергии, образы рождаемого в борьбе и напряженном труде нового мира, нового человека. В этом и заключается идейное содержание творчества Дейнеки. Чувство современности и глубокая связь искусства художника с судьбой народа породили и определили его индивидуальный изобразительный язык, его стиль. Индивидуальный характер этого нового по содержанию и форме искусства не только не противоречит основным особенностям социалистического реализма — его жизненности и идейной направленности, но, напротив, служит одним из самых убедительных доказательств его многообразия.

Разве не по-настоящему реалистичны такие произведения Дейнеки, как «Оборона ПетроградаДейнека А. А. Оборона ПетроградаОборона Петрограда. 1956Дерево, темпера, 218 x 254Государственная Третьяковская галерея», «Левый маршДейнека А. А. Левый маршЛевый марш. 1941Холст, масло, 140 x 330Государственный Литературный музей», «», «Оборона  СевастополяДейнека А. А. Оборона СевастополяОборона Севастополя. 1942Холст, масло, 200 x 400Государственный Русский музей», «Скука», «БезработныеДейнека А. А. Безработные в БерлинеБезработные в Берлине. 1932Холст, масло, 118 х 183,8Государственная Третьяковская галерея», «МатьДейнека А. А. МатьМать. 1932Холст, масло, 120 x 159Государственная Третьяковская галерея», «РаздольеДейнека А. А. РаздольеРаздолье. 1944Холст, масло, 204 x 300Государственный Русский музей», вся масса боевых рисунков в журналах, его плакаты, его акварели времен Великой Отечественной воины и серия гуашей, сделанных в заграничной поездке, и многие другие работы! В них нет пассивного копирования жизни, нет скрупулезного правдоподобия живописно-тонального изображения действительности, но, несмотря на кажущуюся резкость и условность художественного решения, все произведения обладают силой подлинно реалистического, эмоционально-образного выражения современности.

Искусство Дейнеки, занимающего свое определе иное и особое место в нашей художественной жизни, нельзя рассматривать отдельно от развития других советских художников, например, Нисского, Пименова, Горяева, Гончарова,— оно представляет наиболее законченное выражение большого творческого направления среди иных течений, находящихся в едином русле советского реалистического искусства.

Проходя по залам выставки, обращаясь к картинам двадцатых-тридцатых годов, а затем к проведениям военного периода и к монументальным композициям последних лет, все более волнуясь, радуясь, удивляешься силе художника, сумевшего в течение почти сорока лет напряженнейшей и многообразной по своим формам работы сохранить цельность творческих задач и единство стиля. В человеке Дейнека прежде всего подчеркивает типические социальные особенности его облика; характеры персонажей, их психологическое состояние в каждой данной сюжетной ситуации значительно реже интересуют художника. Однако в некоторых его работах психологическая характеристика образа человека достигает большой силы. В картине «В оккупации» поражает глубина передачи человеческих страданий; в монументальной композиции «МатьДейнека А. А. МатьМать. 1932Холст, масло, 120 x 159Государственная Третьяковская галерея» в образе женщины проникновенно передано чувство материнской нежности. Трудно себе  представить более сильное выражение опустошенности, чем то, которое сумел передать Дейнека в облике американской женщины, не знающей, что делать с собой и со своим богатством (картина «Скука»). Но все же наиболее привлекательны для него общие особенности облика современника, показ человека в действии, в труде.

От картины «Перед спуском в шахтуДейнека А. А. Перед спуском в шахтуПеред спуском в шахту. 1925Государственная Третьяковская галерея» 1925 года до полотна «На просторах подмосковных строекДейнека А. А. На просторах подмосковных строекНа просторах подмосковных строек. 1949Холст, масло, 250 x 300Государственная Третьяковская галерея» 1949 года Дейнекой пройден большой путь, на протяжении которого им создано много картин, панно, рисунков, воспевающих напряженный труд советских людей. Для воплощения этой большой темы художник искал монументальные средства выражения.

Сюжет, композиция, ритм, пластика и цвет в произведениях Дей-неки использованы с максимальной остротой и всегда раскрывают большое жизненное содержание. Бурный темп строительства в стране, энергия советских людей — все это чутко воспринято мастером и претворено им в ясном и четком построении произведений, в ритме движения масс, линий и колорита. Чувство ритма у Дейнеки поразительно. В «Обороне Петрограда» ритмическое сопоставление масс, различный характер движения фигур   в   верхней   и   нижней части картины предельно точно выражают идейный смысл произведения. Большим плотным массам четко и в ногу идущих на фронт красногвардейцев противопоставлены вялые, раздробленные группы тех, кто возвращается с позиций; открытым лицам, бодрым и крепким фигурам нижних — спрятанные в воротники   головы,  опущенные   плечи, неуверенный шаг верхних. Этот контраст западает в душу зрителя, выражая силу все прибывающих вооруженных народных масс — защитников Петрограда.

В картине «Сбитый асДейнека А. А. Сбитый асСбитый ас. 1943Холст, масло, 283 x 188Музей на крейсере Аврора», написанной через 15  лет после «Оборона ПетроградаДейнека А. А. Оборона ПетроградаОборона Петрограда. 1956Дерево, темпера, 218 x 254Государственная Третьяковская галерея»,   стремительность падения стервятника подчеркивается повторяющимся движением в   одном направлении всех основных компонентов картины — летящего вниз головой фашиста, черной полосы дыма от сбитого и загоревшегося самолета и стальных надолб, которыми, ощетинившись, встретила его наша земля. В одной из последних по времени картин — «У моря» — почти танцевальный ритм движения работниц, ритм складок легкой одежды, развеваемой   ветром, создает удивительное ощущение легкости, бодрости и здоровья. Пожалуй, самой большой, решающей силой в арсенале художественных средств живописца является композиция, принципы которой полностью отвечают всей идейно-художественной сущности его творчества.

Кто из художников не знает, какое огромное значение в создании картины имеет правильно найденная композиция,   не только   помогающая  зрителю сразу понять смысл произведения, но и собирающая в единый цельный организм все его отдельные элементы. У Дейнеки композиция, ее динамичность, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов произведения служат средством выражения борьбы противоречивых сил. В   этом отношении характерны и ранние журнальные рисунки,  и живописные  произведения  тридцатых годов, и работы, сделанные по материалам заграничной поездки. Так, «Улица в Риме», показывающая, казалось бы, обычную уличную сценку — идущего рабочего  в  темном костюме и фигуры удаляющихся священников в красных сутанах,— образно выражает противостояние двух различных социальных слоев в стране, где правит капитал. Здесь не только сопоставление композиционных форм, но и резкий цветовой контраст активно помогает воплощению мысли автора. Вообще колорит в картинах Дейнеки не только является средством передачи реального цвета предметов, но приобретает свое образное, а иногда символическое значение. В таких, например, вещах, как предельно суровая в каждом своем мазке «Сгоревшая деревняДейнека А. А. Сгоревшая деревняСгоревшая деревня. 1942Холст, масло, 100 x 125Государственный Русский музей», или радостная, пронизанная светлыми голубовато-розовыми тонами картина «У моря», или нежнейшее по оттенкам лирическое полотно «Купающиеся девушкиДейнека А. А. Купающиеся девушкиКупающиеся девушки. 1933Холст, масло, 99,3x 102,7Государственная Третьяковская галерея», цвет звучит как музыка, раскрывая внутренний смысл произведений. Конкретность и динамичность композиционного и цветового решения — одна из основ творческого метода Дейнеки, его новаторских поисков стиля.

В годы Великой Отечественной войны Дейнека создал подлинно патриотические произведения, звучащие как призыв к непримиримой борьбе с захватчиками. При всей своей суровой правдивости, они воспринимались как свидетельство несломленного духа народа, они вселяли уверенность, что враг не пройдет. В одной из самых страстных картин того времени — «Оборона  СевастополяДейнека А. А. Оборона СевастополяОборона Севастополя. 1942Холст, масло, 200 x 400Государственный Русский музей» — ярко проявилось замечательное  композиционное мастерство художника. Гневная, мощная и светлая фигура советского матроса, в яростном порыве бросающего связки гранат, и темная масса поверженного тела фашиста, распластанного у его ног, являют собой смысловой и эмоциональный   центр произведения.

Не менее выразительна композиция и в такой скромной по сюжету картине, как «Окраина МосквыДейнека А. А. Окраина Москвы. Ноябрь 1941 годаОкраина Москвы. Ноябрь 1941 года. 1941Холст, масло, 92 x 136Государственная Третьяковская галерея». В самом ритме рельсов, врытых в землю, в их как бы готовности встретить любой напор врага, в том деловом спокойствии, которое царит на улицах  города, Дейнека, взяв по существу лишь городской пейзаж, сумел дать почувствовать нечто неизмеримо большее крепкую волю и решимость москвичей отстоять родной город.

Динамичность дейнековской композиции связана с убедительной передачей движения. Из множества способов передачи движения, существующих в живописи, скульптуре, графике, наиболее плодотворно обобщение нескольких моментов движущейся фигуры или предмета в одном суммирующем пластическом  образе.  Дейнека  в своих многочисленных изображениях полетов, бега, падения, ходьбы и т. д. опирается именно на этот метод. Но, кроме того, он находит способы, усиливающие ощущение движения: особое построение композиции, ритм и контрастное сопоставление масс и частей картины. Мастерски  введенная деталь — легко и стремительно летящие вороны в картине «Никитка — первый русский летун» еще более утяжеляют дерзкий, но трагический полет человека. Дейнека всегда настойчиво искал выражение красоты бега, связывая его с чувством счастья, устремления вперед, молодости и здоровья. Характерны в этом отношении полные   оптимизма картины «РаздольеДейнека А. А. РаздольеРаздолье. 1944Холст, масло, 204 x 300Государственный Русский музей», «Эстафета по кольцу «Б»Дейнека А. А. Эстафета по кольцу "Б"Эстафета по кольцу "Б". 1947Холст, масло, 199 x 299Государственная Третьяковская галерея, «ЛыжникиДейнека А. А. ЛыжникиЛыжники. 1931Холст, масло, 100x124Государственная Третьяковская галерея» и многие другие бодрые, эмоционально сильные произведения. Человек в движении — это стихия дейнековского творчества. Наряду с другими особенностями принципиальное художественное значение искусства Дейнеки характеризуется присущим ему чувством монументальности. Даже его маленькие вещи можно рассматривать как  эскизы или фрагменты декоративно-монументальных  замыслов, связанных с современной архитектурой. Этим обусловлены и плоскостное решение пространства, и обобщенная цветовая трактовка, и характер композиции, и умение в решении сюжета отобрать лишь самые необходимые узлы и детали, и, наконец, общий приподнятый образный строй всех его произведений. К сожалению, влияние вульгаризаторской критики и недооценка  значения искусства Дейнеки помешали осуществлению многих его монументальных  замыслов. Даже если смотреть на такие отдельные монументальные картины, как «МатьДейнека А. А. МатьМать. 1932Холст, масло, 120 x 159Государственная Третьяковская галерея», находящаяся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, можно легко представить себе, какой потрясающей силы мог бы достигнуть художник в создании монументальных композиций на стенах наших общественных зданий.

Выставка произведений Александра Дейнеки в Академии художеств говорит о замечательном творческом пути, который прошел мастер, и со всей очевидностью убеждает в том, что мы можем ожидать нового подъема искусства этого большого советского художника.

И.В. Костин. 1957. Из книги «Среди художников»