Художники Туркмении — юбилею. 1969. Автор: Сайрова Г.
К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина
Сейчас в мастерских туркменских художников полным ходом идет подготовка к выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Состав выставки вырисовывается пока что лишь в общих чертах, однако уже сейчас очевидно, что по своему идейно - художественному значению, по широте тем и глубине их трактовки она явится новым этапом в развитии изобразительного искусства республики.
Живым памятником Ильичу является вся наша жизнь, наша действительность с ее трудовыми подвигами и свершениями. Что может быть характернее для определения достижений и взлета нашей страны, как не сама история Советской Туркмении. Не имевшая раньше своей интеллигенции, Туркмения достигла небывалых высот в развитии своей культуры, науки, народного хозяйства. Именно поэтому перед ленинским юбилеем художники республики по-особому, пристально всматриваются в события каждого дня, чтобы запечатлеть тот запас огромной духовной энергии и красоты советского человека, который делает героическим его повседневный будничный труд.
Над образом современника к предстоящей юбилейной выставке работают многие художники. Здесь можно назвать групповой портрет делегаток XXIII съезда МССЕ. Адамовой, «Портрет писателя X. Деряева» Г. Брусенцова, «Портрет председателя колхоза Джумаевой» А. Абрамова и другие. А. Кулиев в полотне «Гелиндер» (туркменская народная песня «Невеста») рассказывает о туркменских ковровщицах, прославившихся на весь мир своим искусством. Сейчас он работает над портретами известных мастериц, которые войдут в его картину. Ковровщицам посвящается и скульптура А. Щетинина, полотна К. Бекмурадова — нефтяникам, Я. Байрамова — хлопкоробам, И. Клычева — ученым республики, Д. Байрамова и А. Кичикулиева — труженикам колхозного села...
Одно из центральных мест на будущей выставке займут произведения, непосредственно связанные с образом Владимира Ильича. Над ними работают живописцы А. Хаджиев, , П. Тутинасов, скульпторы В. Попов, К. Ярмамедов, графики X. Чурлибаев, Г. Колояров, Е. Мухамедов и другие. Художники стремятся показать вождя революции в тесном единстве с народом, его интересами и чаяниями. В картине А. Хаджиева «Встреча с Лениным» рассказывается о встрече туркмена Моллаораза с Владимиром Ильичем. Я. Аннануров изображает В. И. Ленина среди делегатов X съезда, в числе которых — Аннамурат Сарыев, (посланец Туркмении).
Ленинская тема получила интересное решение в эскизе картины «Горе» живописца М. Мамедова, воссоздающей события 20-х годов в туркменском ауле. Сюда, в далекую Туркмению, пришла скорбная весть о смерти вождя. Медленно, в глубоком молчании проходят жители аула перед портретом в траурной рамке, отдавая свой последний долгчеловеку, который стал для них самым близким народным.
В остро драматическом ключе решается ряд произведений, рассказывающих о трудных и бурных годах становления и утверждения Советской власти в республике. Над картиной « Реквием », посвященной бессмертному подвигу девяти ашхабадских комиссаров, работает художник А. Амангельдыев.
Он изображает самый трагический момент жизни революционеров зверскую расправу над ними. Но в картине полно и сильно звучит жизнеутверждающее оптимистическое начало. Борьбе за раскрепощение женщины посвящается полотно Н. Червякова «В новую жизнь», в котором рассказывается о борьбе старого с новым, о смелом выступлении ранее безмолвной и закабаленной религией женщины востока за свои права. Как и в этом произведении, главной идеей картины «От тьмы к свету» Ч. Амангельдыева является рождение человека нового общества, формирование его убеждений, сознание его права на активное участие в обще-ственной жизни.
Современный облик древней землиц ее неповторимо своеобразную природу стремятся запечатлеть в своих работах Г. Бабиков, И. Ильин, Н. Доводов, Н. Ходжамухамедов, Ш. Акмухамедов. Темой триптиха О. Касымова «Вода» стала вековая мечта народа о покорении пустыни. Над этой же темой работают и графики Г. Колояров, В. Овчинников.
Интересными обещают быть разделы декоративного и театрально - декорационного искусства, представленные эскизами к спектаклям «Семья», «Небит-Даг», А. Кулиева — к операм «Сона», «Шасенем и Гариб», балету «Спартак»; X. Аллабердыева — к спектаклю «Девичья дань» и другие.
Активное освоение тем, выдвигаемых современной жизнью Туркмении, рост профессионального мастерства художников дают все основания верить в новые успехи нашего изобразительного искусства.
Журнал "Творчество" 1969, №10