И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко
в этих условиях не изменил своим взглядам, он продолжал работу над картинами, антимонархическая и демократическая направленность которых была очевидна. Всплывали воспоминания о событиях внутри царствующего дома. Павел I был убит с ведома и согласия сына Александра, муж Екатерины II Петр III был убит по ее указанию, сын Петра I царевич Алексей был задушен по распоряжению отца, Иван Грозный по ничтожному поводу избил невестку и, когда его сын Иван вступился за жену, нанес тому смертельный удар посохом. И, вероятно, еще о многом другом думал , изображая жестокого правителя над трупом убитого им сына. Когда картина была закончена и выставлена, вокруг нее разгорелись страсти. Яркий представитель прогрессивной интеллигенции И. Н. Крамской принял ее сразу и безоговорочно. Реакцонный лагерь встретил картину в штыки. Победоносцев 15 февраля 1885 года написал по этому поводу письмо Александру III: «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения [. ..] Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника отличались этой наклонностью и были противны. Трудно понять, какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива». Так оценивал содержание картины один из ярых гонителей свободомыслия, но в одном спорить с Победоносцевым трудно — «тенденции известного рода» действительно были в творчестве . При всем разнообразии тем и замыслов, которыми одновременно был занят художник, все они имеют определенную направленность. Особо выделяется среди репинских работ цикл, посвященный революционерам. Едва вернувшись из Парижа, он пишет в Чугуеве небольшую картину-этюд «Под конвоемПод конвоем. По грязной дороге. 1876Холст, масло, 26.5 x 53Государственная Третьяковская галерея». По дороге с глубокими разъезженными колеями два жандарма с саблями наголо везут государственного преступника. В Москве он пишет первый вариант «Ареста пропагандистаАрест пропагандиста. 1880—1892Дерево, масло, 34.8 x 54.6Государственная Третьяковская галерея» и начинает второй. «Отказ от исповедиОтказ от исповеди. 1879—1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея», «Не ждалиНе ждали. 1884—1888Холст, масло, 160,5x167,5Государственная Третьяковская галерея» и «Сходка революционеров» — эти три картины были написаны в Петербурге. Ни один из современников Репина не создал такого количества высокохудожественных картин о русских революционерах. Для этого, кроме таланта, нужно было иметь и большое гражданское мужество.
Но порой художник обращался к темам глубоко личным, лирическим. К таким работам относятся и его композиционные портреты жены и детей. Зимой 1882 года Репин написал один из лучших портретов «ОтдыхОтдых. 1882Холст, масло, 143 x 94Государственная Третьяковская галерея». Исследователь творчества Репина И. Э. Грабарь считал, что это не столько портрет, сколько картина. Изображена Вера Алексеевна Репина, нечаянно задремавшая в просторном уютном кресле. Художник выбрал один из самых сложных ракурсов — фигура дана несколько снизу. Мастерски нарисованная и великолепно написанная, она наполнена настроением покоя и безмятежности. Чувствуется, что художник восхищенно любуется моделью.
Работа занимала в жизни основное место, а остальное время было отдано художественному кружку. Увлеченный театральными постановками, Мамонтов неумолимо вовлекал в сценическое искусство художников. Если, например, играл с удовольствием, то и Репина приходилось уговаривать. Причем Савва Иванович настолько хорошо владел даром убеждения, что противостоять ему никто не мог. В канун 1882 года Мамонтов затеял новую постановку пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Главным художником костюмов и декораций был . По отзыву Репина, «он сделал такие великолепные типы, просто восторг!!!» Пьесу играли 6 января 1882 года. выпала роль боярина Бермяты, который получился не простодушным и глуповатым, а лукавым, себе на уме. Царя Берендея с упоением играл профессор П. А. Спиро, Мороза — .
Зимние месяцы были для временем подведения итогов. Художник обдумывал собранный летом материал, переносил его с этюдов на большой холст. Зима была периодом сосредоточенной и сравнительно неторопливой работы. Зато каждое лето было наполнено напряженнейшей работой на этюдах, диалогом художника с натурой, когда нужно увидеть и передать на небольшом куске холста суть многоголосой правды жизни.
Летом 1882 года снова снимает дачу а Хотькове. Картина «Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея» близится к завершению. Репин уточняет характеристики отдельных персонажей, опять рисует горбуна. Часы отдыха он проводит с друзьями в Абрамцеве. Как-то во время прогулки с в окрестностях Абрамцева увидел в деревне Репихово на стене крестьянского дома красивой резьбы доску. Художники выпросили ее у хозяев. С этой доски в Абрамцеве начался музей народного искусства. Опять дружно, весело ставили спектакли. Постановка пьесы В. А. Жуковского «Камоэнс» (о выдающемся португальском поэте XVI века) была посвящена окончанию строительства абрамцевской церкви, где обвенчались художница и . Водевиль «Веди и Мыслете» играли 23 августа. Сочинен он был экспромтом по случаю помолвки В. В. Якунчикова («Веди») и М. Ф. Мамонтовой («Мыслете»). Самым любопытным в этом экспромте было то, что Репина играл И. Е. Репин, Поленова — В. Д. Поленов, Васнецова — В. М. Васнецов, Неврева — Н. В. Неврев Это было последнее лето Репина в Абрамцеве. В сентябре 1882 года он покинул Москву и поселился в Петербурге.
Закончился, пожалуй, самый блестящий период в творчестве . За пять лет работы в Москве, с сентября 1877 по сентябрь 1882 года, им были созданы картины и портреты, вошедшие в число лучших произведений русского и мирового искусства. В Москве были начаты самые капитальные произведения Репина — «Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея», «Не ждалиНе ждали. 1884—1888Холст, масло, 160,5x167,5Государственная Третьяковская галерея», «Запорожцы пишут письмо турецкому султануЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей». На эмоционального, восприимчивого к окружающим обстоятельствам и людям очень благотворно действовало общение с художниками, собиравшимися в доме Мамонтова на Садовой-Спасской и в Абрамцеве, дружеская и творческая атмосфера, царившая там. После переезда в Петербург несколько раз бывал в Абрамцеве, но то была лишь дань давней дружбе. Творчество его уже развивалось вне прямых связей с кружком московских художников, продолжавших собираться в Абрамцеве.