Левитан Исаак Ильич [1860—1900]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7

Исаак Ильич Левитан. 1954. Автор: М. Алпатов

Жизнь Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... оборвалась, когда ему было всего тридцать девять лет. Свои наиболее значительные и совершенные картины он написал в течение последних десяти лет своей короткой жизни. Несмотря на это, его художественное творчество и богато и разнообразно. Он неизменно рос и развивался, обогащал свое искусство и углублял свой взгляд на мир. Нельзя утверждать, что в его творчестве с зеркальной точностью отразилась смена его настроений, что вслед за оживленной веселостью первых лет последовал период мучительной тоски, за которым в конце концов наступила пора безоблачной радости. Левитан никогда не был безнадежным пессимистом, никогда не отдавался беспечному веселью. Радость и печаль, ликование и горестные раздумья чередовалась в нем, как чередуются солнечные и облачные дни и жарким летом и в зимнюю стужу. Но несомненно, что эти душевные состояния в разные периоды его жизни получали различное художественное выражение.

В своих ранних произведениях Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ..., как и следовало ожидать, еще очень близок к своим предшественникам. Он много пристально изучает природу, часто сосредоточивает внимание на мелочах, на частностях, старательно пишет этюды, настойчиво выискивает поэтические мотивы. Живопись его несколько суховата, жестка по цвету и мелочна. Но уже в ранних работах проглядывает его тонкий дар. В рисунке «Старое деревоЛевитан И. И. Ствол старого дереваСтвол старого дерева. 1883Бумага, карандашГосударственная Третьяковская галерея» (Третьяковская галлерея, 1883) он тщательно передал мелкую морщинистую кору и корявые сучья. Но, по сравнению с рисунками Шишкина Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние...  и  Васильева Васильев Федор Александрович Васильев Федор Александрович [1850—1873] Русский живописец-пейзажист. Посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников (1863-1867). Учился в Академии художеств, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга — сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым. Современники..., в самом контуре Левитана чувствуется более свободный ритм, сильнее выявлен объем и хорошо показано чередование света и теней. Зная дальнейщие успехи Левитана, нетрудно угадать в нем автора этого небольшого рисунка.

Но призвание художника лежало  в другом. В   произведении восемнадцатилетнего юноши «Осенний день. СокольникиЛевитан И. И. Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея» (Третьяковская галлерея, 1878) это свое, нечто новое, «левитановское» вырвалось  с какой-то неожиданной силой. В картине запечатлела поздняя осень: облачное, серое небо,  уходящая вдаль  дорожка, окаймленная мелкими пожелтевшими липками и высокими темными соснами; я по дорожке  навстречу зрителю торопливо идет одинокая женская фигура — все это передано еще довольно несовершенно умело. Современникам картина могла казаться незаконченной. Но независимо от этого нужно признать, что   именно в ней впервые затронута тема, которую до Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... не затрагивал ни один русский пейзажист: одинокий, тоскующий человек представлен  среди  тоскливо-неприютной природы. Чувство само по себе грустное, разработка его небогатая, но людей той поры картина   им должна была захватить искренностью, которая им слышалась и в стихах Апухтина, и у Полонского, и в лирике Фета:

Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом, пути;
Этой тропой через сад
Ты обещала притти…

В «СокольникахЛевитан И. И. Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея» Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... впервые нашел себя, хотя он выразил далеко не все, что ему предстояло высказать в будущем. Поразительно,  что взыскательный Третьяков по этому скромному началу угадал в юноше Левитане поэта и приобрел картину для своей прославленной галлереи. Левитану предстояло пронести свою любимую тему через всю жизнь, обогатить ее жизненным опытом, дать ей полное художественное выражение.

Судьба   забрасывает   его на юг,   и ему открывается прелесть знойного солнца и ярких красок моря и неба. Он совершает путешествие на Волгу, и простор и раздолье волжских берегов раскрывают его глаза на эпическую сторону русской природы, ее спокойную безбрежную ширь. Он путешествовал и за границей, неоднократно бывал в Париже. Первый раз современные французские   художники  оттолкнули  его своей непривычной красочностью.  Но и впоследствии, сочувственно отзываясь о Мане, он предпочитал барбизонцев   с   их   приглушенными тонами, любил создателя «пейзажа настроений» Коро, особо отмечал Казена, стоявшего в стороне от импрессионистов. Среди импрессионистов он ближе всего соприкасался с тонким лириком пейзажа - Сислеем. Впрочем самому главному Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... никто научить не мог: он увидал в русской природе то, чего не замечали до него, и запечатлел это на своем особенном, левитановском языке. Поэтому он занял такое выдающееся положение в истории русского пейзажа.

Искусство Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... кажется несложным и незатейливым, а между тем он никогда не смотрел на мир рассеянным взглядом беспечного наблюдателя. Его всегда занимало в мире нечто существенное, значительное, высокое, и потому его пейзажи приобрели такую человечность. Для предшественников Левитана природа приобретала смысл преимущественно благодаря присутствию живых существ. Бот почему у  Васильева Васильев Федор Александрович Васильев Федор Александрович [1850—1873] Русский живописец-пейзажист. Посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников (1863-1867). Учился в Академии художеств, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга — сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым. Современники... редкий пейзаж обходился без человека, Шишкин Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние... охотно предоставил место в сосновом бору забавным медвежатам, а Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.... оживляет свою весну суетливыми грачами. Сам Левитан первоначально следует их примеру: то он рисует перед деревенскими избами несколько кур, то выходящего из зимнего леса свирепого волка. В «СокольникахЛевитан И. И. Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея», единственном пейзаже Левитана, выведен на сцену человек. Но, видимо, это было оправдано лишь необходимостью найти нужную нотку. В дальнейшем в пейзажах Левитана человека не видно, но он живет в них, проникает в их потайные уголки, его незримое присутствие придает им волнующий характер. Мы вспоминаем о людях, об их заботах и печалях покосившимся избам деревни, по озаренным закатными лучами воротам околицы, по брошенной в тихой заводи лодке, по вьющейся в гору тропинке. От прозаического называния предметов по их именам Левитан переходит к поэтическому иносказанию, к языку поэтических символов, и это позволило ему придать своим, пейзажам особенную, человеческую глубину.