Калужская коллекция

  • Страница №1

Калужская коллекция. 1980. Автор: А. Казак

Стоит немного проехать от вокзала по главной улице города — улице Ленина, сбегающей вниз прямо к Оке, как откроется вдруг слева живописный уголок, сразу переносящий нас в усадьбу начала XIX века: чугунная ограда с воротами и дом с колоннами и двумя флигелями, отнесенный в глубь двора. В этом доме, построенном неизвестным архитектором по заказу купца Билибина, с 1969 года размещается Калужский областной художественный музей. Сотрудники музея приложили немало усилий, чтобы экспозиции как можно более органично вписались в интерьеры особняка с декоративными каминами и колоннами. Им хотелось, показывая собрание музея, сохранить и обаяние этого уютного дома, очень характерного для архитектуры Калуги XVIII — начала XIX века.

В Калуге бережно относятся к памятникам прошлого. Здесь сохранились целые старинные кварталы и улицы. Они воспринимаются как нечто очень близкое и давно знакомое, как страница истории русской культу! ры. Город пленяет обилием зелени, чистотой нешироких улиц, где чувствуется и «век сегодняшний» с его новостройками. Калугу называют сегодня городом К. Э. Циолковского, основоположника космонавтики, создавшего здесь научную теорию космического полета. С гордостью хранят калужане все, что связано с его именем.

600 лет стоит Калуга на высоком левом берегу Оки. Она красива всегда, в любое время года. Недаром и город, и приокские дали на протяжении многих лет привлекали художников и писателей. Калужские места связаны с именами Пушкина, Достоевского, Гоголя, Л. Toлстого, Поленова, Борисова-Мусатова, Крылова, Ватагина, Киселева и многих других.

Областной музей возник на основе дара калужского врача Н. И. Васильева, который в 1917 году по завещанию оставил городу свое собрание русского и западноевропейского искусства. Затем оно пополнилось экспонатами, поступившими из богатых имений после национализации, а в период 30-х годов — из фондов Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи. Все это, а также помощь Министерства культуры, закупки у коллекционеров помогли сформировать интересную калужскую коллекцию. 

Главное место в ней по праву принадлежит русскому искусству. В древнерусском разделе представлены некоторые уникальные произведения, в том числе деревянная пластика XVI— XVII веков.

Портреты XVIII — начала XIX века... В нашем собрании немало работ, о которых в инвентарных книгах в графе «Автор» значится «Неизвестный художник». Пожалуй, самое увлекательное в музейном деле — открыть новое имя художника, которое, может быть, войдет в историю искусства, определит авторство анонимного произведения. Кто знает, может быть, поступивший недавно в музей портрет Нелединского-Мелецкого обретет автора после кропотливой исследовательской работы. В картине чувствуются традиции портретного искусства начала XIX века. Смелое цветовое решение созвучно внутреннему миру изображенного. Живописное мастерство, свобода и уверенность исполнения свидетельствуют о незаурядном даровании.

Когда говорят о художниках- передвижниках, сразу возникают в памяти прекрасные полотна наших национальных сокровищниц — Третьяковской галереи, Русского музея. Но и в других, менее крупных музеях можно встретить шедевры. Так, у нас хранятся один из вариантов знаменитой «Курсистки» Н.  Ярошенко Ярошенко Николай Александрович Ярошенко Николай Александрович [1846—1898] Русский живописец. Учился у И.К. Зайцева в Полтаве, затем у А.М. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у  (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Участник..., этюды к картинам В. Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... «Переход Суворова через Альпы» и «Боярыня Морозова», пейзажи А. Саврасова Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан...., И. Шишкин Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние...а, В. Поленова Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., В. Верещагина Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич [1842—1904] Известный русский художник, мастер батальной картины. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864)...., Н. Дубовского Дубовской Николай Никанорович Дубовской Николай Никанорович [1859—1918] Русский художник-пейзажист. Учился в военной гимназии, затем в петербургской Академии художеств (1877-1881) у М.К. Клодта. Получил медали: в 1879 году — две 2 серебряные; в 1880 году —  1 и 2 серебряную. В 1898 году получил звание....

Вот скромный по размерам этюд В. Поленова «Из Балканской войны 1877 г.». В маленькой часовне отпевают погибших воинов. Потрясает правдивость изображения. Волшебная кисть B. Поленова, его проникновенный гуманизм проявились в этом малоизвестном произведении полно и ярко.

Из-за ограниченности помещения в одном зале рядом можно увидеть и работы художников-передвижников, и пейзажи Л. Туржанского Туржанский Леонард (Леонид) Викторович Туржанский Леонард (Леонид) Викторович [1875—1945] Русский живописец-пейзажист. Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1895), Строгановском художественно-промышленном училище (1896 – 1897) и МУЖВЗ (1898 – 1909) у В. Бакшеева, А. Степанова, В. Серова и К. Коровина...., П. Петровичев Петровичев (Кузьмичев) Петр Иванович Петровичев (Кузьмичев) Петр Иванович [1874—1947] Русский, советский художник-пейзажист. Член Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников.  ...а, интерьеры К. Сомов Сомов Константин Андреевич Сомов Константин Андреевич [1869—1939] Русский художник, представитель русского символизма и модерна. В 1888–1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е. Репина. В 1897–1899 посещал в Париже школу-студию Ф. Коларосси; в этот...а и С. Виноградов Виноградов Сергей Арсеньевич Виноградов Сергей Арсеньевич [1869—1938] Русский художник, живописец. Действительный Член Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств (1916). С 1880 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями были В.Е. Маковский, В.Д. Поленов и И.М. Прянишников. В 1889...а, эскизы М.А. Врубеля Врубель Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой... и Н. Рерих Рерих Николай Константинович Рерих Николай Константинович [1874—1947] Известный русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского символизма и модерна.  До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Был членом объединения...а, композиции М. Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам...а. Картины по-новому смотрятся в таком соседстве, наводят на интересные сопоставления и оценки творчества того или иного художника.

Как всегда, завораживает К. Коровин Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик. Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства"... легкостью и свободой, артистичностью восприятия натуры. Этюд «Зимние сумеркиКоровин К. А. Зимние сумеркиЗимние сумерки. 1920-еХолст, маслоКалужский областной художественный музей» построен на эффектном цветовом сочетании тёплых звучных красок внутреннего убранства комнаты и синевы сумерек за окном.

Неповторимое своеобразие человека остро показано Ф. Малявин Малявин Филипп Андреевич Малявин Филипп Андреевич [1869—1940] Известный русский живописец и график. Уже ранние работы Малявина — портреты крестьян приобретал для своей галереи П.М. Третьяков. Посланная в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже картина "Смех" была удостоена золотой медали, а через...ым в «Автопортрете». Как точно, с какой чуткостью в карандашном рисунке передает он выражение глаз, склад губ, соединяя все детали в целостное обаяние образа — светлого и ясного.

Советское искусство представлено в музее произведениями крупных художников. А. Пахомов известен прежде всего как график, но и живописные его полотна были заметным явлением 20—30-х годов. В «Подвозчике горючего» можно почувствовать живую симпатию к изображенному, естественную для художника, выходцу из крестьянской среды. В композиции, рисунке, ритмическом строе видно стремление придать значительность обыденному сюжету, что так характерно для искусства того времени.

Наверное, нет человека, который бы не знал «Письмо с фронтаЛактионов А. И. Письмо с фронтаПисьмо с фронта. 1947Холст, масло., 222 x 155Государственная Третьяковская галерея» А. Лактионов Лактионов Александр Иванович Лактионов Александр Иванович [1910—1972] Советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1969). Действительный член АХ СССР (1958). Учился в АХ в Ленинграде (1932-38) у И.И. Бродского. Дипломная работа в ВАХ (1932-1938) — "Красноармейцы выпускают стенную газету",...а. Всегда интересна творческая история произведения, поиск убедительного его художественного решения. Любопытно проследить начало и развитие замысла, приобщиться к «кухне» художника, тем более что эскизов к картине было создано немного. Один из них принадлежит нашему музею.

В эскизе конкретно, осязаемо прописаны детали, особенно там, где падает на них свет, а в тенях оставлен нетронутым тонированный холст. Потом все преобразуется: ослепительно яркий солнечный свет зальет сцену, исчезнет темный фон, пейзаж войдет в картину равноправным компонентом. А пока перед нами — одна из попыток художника осуществить замысел, выразить глубокое патриотическое чувство советских людей.

Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику.... — один из ведущих советских живописцев, автор тематических полотен большого общественного звучания. «Этюд мужской головы», хранящийся в Калуге, относится ко времени работы художника над первой его картиной «В дни войны». Она экспонировалась на московской молодежной выставке в 1954 году и вызвала большой интерес. Коржев искал образ своего героя. Скупыми средствами передано лицо молодого человека в профиль со следами усталости и напряженного раздумья. Этот образ художника- воина, причастного к героическим событиям в истории Родины, станет для Коржева одним из главных мотивов творчества, во многом автобиографичным. Суровое время войны ощущается в этом строгом по колориту этюде.

Не так давно наша коллекция пополнилась картиной братьев А. и С. Ткачевых «Свет. Лампочка Ильича», которая достойно представляет в музее историко-революционный жанр совет ского изобразительного искусства. Историческая тема здесь тесно переплетается с глубоко совре менным эмоциональным отноше нием авторов к изображаемому Перед нами несколько человек: молодая мать с ребенком, дед соседи. Каждый из них подчеркнуто индивидуален и во внешнем облике, и в эмоциональном переживании события: загорелась электрическая лампочка! Глубокая жизненная правда, умение авторов слиться с судьбой героев, прочувствовать их типиче ские черты ставят это произведение в ряд лучших в совет ском искусстве. Картина наполнена чувством радости. Кажется, что вот вспыхнул свет, и в прошлое ушла тьма, а с ней ушли горе и нужда. Наступает новая жизнь. Характер времен раскрыт художниками и в деталях: убранство избы, натюрморт на столе, одежда. Как важно для авторов правдиво передать все, что делает людей к события прошлого понятным и живыми! Это говорит о глубоко реалистическом методе Ткачевых, их связи с высокими традициями русского искусства. В музее собрана коллекции работ и калужских художников. Со времени создания музея в 1918 году он стал центром художественной жизни Калуги, вокруг которого объединялись художественные силы, устраивались выставки. А лучшие произведения авторов включались в постоянную экспозицию

А. Казак
Директор Калужского областного художественного музея