Картина В.Д. Поленова «Московский дворик». -0001. Автор: И. Раздобреева
Москва 70-х годов XIX века. Небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата.
Ясный летний день. Все будто дремлет, пригретое ласковыми лучами солнца. В прозрачной голубой вышине медленно плывут легкие белые облака.
Среди сараев и деревянных заборов зеленым ковром раскинулась лужайка, на которой играют светловолосые ребятишки: двое мальчишек возятся с кошкой, валяясь на траве; горько плачет маленькая девочка, в то время как ее сестренка внимательно рассматривает сорванный цветок.
В глубине расположился старинный белый дом, выходящий боковой стеной во двор. Его фасад с колоннами чуть виднеется сквозь густые заросли тенистого сада, отгороженного от лужайки глухим дощатым забором.
Правее дома, около длинного деревянного сарая идет женщина с ведром, слегка согнувшись под его тяжестью. Неподалеку от колодца бродят куры. Пригревшись на солнышке, мирно ожидает своего хозяина впряженная в телегу лошаденка. Вдали у забора сушится на веревке белье.
За двориком виднеются серебристые крыши невысоких соседних домов, прозрачные верхушки зеленых деревьев и, наконец, как бы увенчивающая композицию, сияющая на солнце белая пятиглавая церковь со стройной шатровой колокольней.
Радостно горят ее золотистые купола, будто тающие в прозрачном воздухе.
Тишина. Неторопливо течет повседневная жизнь обитателей дворика. Сердечностью, ясной улыбкой озарен пейзаж. Чувство покоя и безмятежности разлито в природе.
Такова картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворикМосковский дворик. 1878Холст, масло, 64,5 x 80Государственная Третьяковская галерея», написанная в 1878 году.
Поленов не стремился к внешней привлекательности пейзажного мотива; в простой, незатейливой природе он увидел прекрасное; будничную жизнь дворика художник наполнил большой поэзией, что придает значительность всему изображенному. Лиричность солнечного, сияющего, жизнеутверждающего пейзажа сообщает всей картине поэтическую теплоту.
Для картины «Московский дворик» характерно гармоническое слияние пейзажа и жанра. Ощущение этой органичности достигается благодаря умело найденной связи самого пейзажного мотива с образами изображенных людей и благодаря композиционному решению картины.
Кажущееся на первый взгляд случайным расположение фигур в пейзаже при внимательном рассмотрении оказывается строго продуманным. Поленов рассредоточил в пейзаже фигурки людей и те бытовые детали, которые говорят о присутствии человека, — этим достигается впечатление, что в каждом уголке дворика течет обычная повседневная жизнь.
В композиционном построении картины большую роль играют песчаные дорожки, желтеющие среди сочной травы; это те радиусы, которые как бы в один узел связывают различные части пейзажа и жизнь дворика.
Красочная палитра поражает чистотой, ясностью, звучностью тонов. Поленов увидел мир во всем его цветовом богатстве; свежесть красок вызывает восхищение перед живописной красотой природы.
Зрителя покоряет необыкновенная правда передачи солнца, прозрачного летнего воздуха. Светом, солнцем, воздухом окутано все. Кажутся прозрачными листья далеких деревьев; будто тонут в воздушной глубине купола церкви.
Поленов достигает впечатления солнечности и воздушности благодаря умело найденным соотношениям цветов, благодаря тончайшей разработке градаций цветовых оттенков. Вместе с тем художник не растворяет в свето-воздушной среде объемную реальность предметов; пластическая четкость сочетается у Поленова с тонкой разработкой прозрачных теней, со смягченными контурами предметов.
Художник использует также метод цветовых контрастов, что способствует впечатлению солнечности: так, Поленов помещает в центре картины темный коричневый сарай, чтобы ярче засияло солнце на белой стене дома и на белокаменной церкви.
«Московский дворик» — пейзаж-картина. Это произведение может быть названо картиной не только благодаря композиционной завершенности, гармоничности и законченности исполнения, но прежде всего в силу значительности, типичности образа реальной действительности.
Пейзаж Поленова дан в столь обобщающей форме, что вызывает в памяти множество подобных уголков в старой Москве и в далекой провинции.
Обобщенность образа художник сочетал с неповторимой конкретностью мотива.
Пейзаж Поленова является не только поэтическим воспроизведением определенного уголка Москвы, но несет в себе и колоритные черты эпохи и бытового уклада. Поэтому «Московский дворикМосковский дворик. 1878Холст, масло, 64,5 x 80Государственная Третьяковская галерея» перерастает рамки непосредственно пейзажной живописи.
В 1876 году Поленов вернулся на родину после нескольких лет, проведенных за границей.
Вместе со своими товарищами и он поселился в Москве, которая притягивала к себе не только национальным колоритом архитектурных памятников, но и большей свободой в художественной жизни, что объяснялось отдаленностью от официального надзора. Встреча с родиной дала радость и надежду ва творческие успехи. Годы, прошедшие за границей, завершились глубоким разочарованием в современной художественной жизни Запада.
«Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным»,—писал Поленов в 1875 году.
К 1877 году, то есть к году, с которым связано начало работы над «Московским двориком», Поленов был уже автором большого количества пейзажей. С ученических лет он обращается к природе, выражая в ней свою любовь к родине.
Все то, что с такой силой зазвучало в «Московском дворике», ставшем этапным произведением в творчестве В. Д. Поленова, зрело и развивалось в его предшествующих работах.
Уже в пейзаже 1873 года «Усадьба в Имоченцах» (Гос. музей имени В. Д, Поленова) Поленов показал обжитой человеком пейзаж, где течет повседневная трудовая жизнь простых людей; правда, изображенные фигуры почти пропадают в пейзаже, а живописная манера излишне детализирована и суховата, правда, в картине еще нет солнца и воздуха, которые явятся в «Московском дворике», но это был путь, по которому пошел Поленов в 70-х годах.
Еще этюд леса 1873 года (частное собрание) говорил о возникшем у художника интересе к мотиву пробивающихся сквозь ветви деревьев лучей солнца.
Написанная в 1874 году в Нормандии «Белая лошадка» — подлинная живописная жемчужина в наследии Поленова — знаменовала уже овладение мастерством передачи пронизанного солнцем воздуха, что было отмечено В. В. Стасовым.
Тонкая разработка зеленых оттенков листвы уже обращала на себя внимание в небольшом пейзаже 1877 года «Река Ольшанка» (частное собрание).
Живописная свобода, свежесть колорита и цельность образа, предшествовавшие «Московскому дворику», нашли свое яркое выражение в замечательной картине 1877 года «Пруд в парке. ОльшанкаПруд в парке. Ольшанка. 1877Дерево, масло., 24 x 33Государственная Третьяковская галерея» (Гос. Третьяковская галерея).
В Москве в 1877 году Поленовым были написаны блестящие по живописи красочные и солнечные этюды архитектурных памятников Московского Кремля (Гос. Третьяковская галерея).
Он имел уже достаточный, опыт и в создании жанровых сцен; это, несомненно, сказалось на жизненности образов людей в картине «Московский дворик». К жанровым картинам относилась «Семейная сцена» (Гос. музей имени В. Д. Поленова), задуманная еще в 1870 году и, видимо, оконченная в 1876 году. Она повествовала о тяжелой судьбе крестьянской женщины. В жанровом плане был решен и портрет народного сказителя Никиты Богданова (Гос. Третьяковская галерея). Поленов работал над образами крестьянских детей: в 1877 году была написана картина «Ребятишки удят рыбу. Берега Ояти» (частное собрание), в 1878 году создан по-детски серьезный, задорный «Деревенский мальчик Вахрамей».
Все эти произведения непосредственно подводили к созданию «Московского дворика».
1877—1878-е годы явились годами творческого подъема, открывшими десятилетие (конец 70-х — конец 80-х годов), давшее лучшие произведения художника. Это были годы начавшегося расцвета творчества Поленова, который совпал с возвращением его на родину из-за границы. Приехав в Россию, Поленов почувствовал необходимость заново начать свой жизненный путь.
В письме, написанном из Парижа 18/30 июня 1876 года, Поленов высказал мысль, что, перепробовав все роды живописи, он пришел к выводу, что ему следует избрать пейзажный бытовой жанр.
Ценя колористический дар Поленова, Стасов в письме к нему от 3 января 1877 года, давая характеристику его творчеству, отрицал, однако, национальный склад его таланта. Но в этом же году писал: «Поленов находится только теперь в периоде проб: и многое еще остается для него самого проблемой, хотя нет сомнения, что, благодаря образованию, его работа внутренне разрешится счастливо».
Такова была оценка творчества Поленова в тот год, когда он приступил к созданию одного из лучших своих произведений — картины «Московский дворик».
Никто не предполагал, что Поленов вскоре опровергнет оценку Стасова и начнет путь национального пейзажиста, заняв одно из первых мест в истории русского искусства.
Какова история создания картины «Московский дворик»?
Из письма родных В. Д. Поленову от 5 июля 1877 года мы узнаем, что он приехал в это время в Москву и поселился вместе со своим товарищем Р. Л. Левицким в квартире недалеко от Спасо-Песковской площадки.
В ответ на вопрос, заданный ему впоследствии обществом «Старая Москва», с какого места был написан «Московский дворик», Поленов ответил: «Этого дома теперь уже больше нет. Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Другое высказывание В.Д.Поленова относится к 1916 году: «Картина моя «Московский дворик» написана в 1878 г. Я жил тогда в Малом Толстовском переулке на углу Трубниковского, близ Смоленского рынка. Церковь эта «Спас-Пески» тогда была белой, а теперь стала темносерой. В настоящее время ни дворика, ни барского дома уже нет. Церковь эта построена около 1711 года и стоит до сих пор. Другая, тоже изображенная на картине, церковь «Николы в Плотниках» (1700 г.) уже не существует. Малый Толстовский переулок теперь переименован в Рещиков. Владение на углу Рещи-кова и Трубниковского принадлежало в 1867 г. священнику Ф. Величкину, а в 1882 г. — церкви «Спас-Пески». Тогда этот район имел сельский вид».
В Гос. Третьяковской галерее находится так называемый первоначальный вариант «Московского дворика», подписанный 1877 годом. Но, судя по комментариям к книге Сахаровой , а также по одному из вышеприведенных высказываний художника, в конце июня—начале июля 1877 года Поленовым был написан этюд для картины.
Исходя из изложенного, а также учитывая свидетельство сына художника — Д. В. Поленова, произведение, находящееся в Гос. Третьяковской галерее, следует считать не вариантом, а этюдом к картине «Московский дворик».
Никаких дополнительных сведений по истории создания картины ни в личной переписке, ни в высказываниях художника, ни в беседе с его род-
ственниками почерпнуть не удалось. Очевидно, не было и подготовительных рисунков к картине.
Как можно установить по переписке, работа непосредственно над картиной «Московский дворик» велась с марта до середины апреля 1878 года. Судя по письму Поленова к Крамскому от 13 апреля 1878 года, картина к этому времени была уже окончена.
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета», — писал Поленов. «Московский дворик» был показан на VI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Москве, открывшейся 7 мая 1878 года, так как на выставку в Петербург картина опоздала (открытие в Петербурге состоялась 10 марта 1878 года).
14 апреля 1878 года Крамской ответил Поленову на его письмо: «Искренне обрадовался я Вашему письму, сожалею, что здесь, в Петербурге не явилось Вашего имени, так как выставка закрывается 22 апреля и немедленно отправляется в Москву».
19 мая 1878 года Поленов сообщил в ответ на его вопрос о приобретении: «Картинка моя действительно продана, ее купил Павел Михайлович Третьяков. Вы не ошиблись».
Каково же отличие картины 1878 года от находящегося в Гос. Третьяковской галерее этюда 1877 года?
Изменился прежде всего самый формат картины: если этюд имел формат вертикальный, то картина вытянута по горизонтали. В картине хотя и близкая, но все же несколько измененная композиционная точка зрения: больше выглянул из-за тенистого сада дом, показались белые колонны его фасада, под более острым углом пошло направление деревянного забора; отодвинулась правее и заметней стала церковь, сделавшись композиционным центром картины.
Как бы для равновесия справа появился легкий силуэт другой одноглавой церковушки «Николы в Плотниках».
Но главное, что обогатило картину жизненными впечатлениями и изменило весь образный строй пейзажа, было введение жанровых мотивов, отсутствовавших в этюдах и сообщивших картине повествоваггельнасть, не нарушив вместе с тем цельности образа.
Этим и было вызвано изменение формата картины.
Введение жанровых элементов было закономерно не только для данного пейзажного мотива (в чем убеждает нас сопоставление этюда и картины), но и для всего хода развития пейзажного искусства Поленова, ищущего в эти годы взаимосвязи человека и природы.
Обычно этюды обладают большей свежестью колорита и непосредственностью восприятия, «ежели законченная картина. Сопоставление же картины «Московский дворик» с этюдом приводит к обратному выводу.
В своем письме от4 мая 1878 года мать художника писала сыну: «...Алеша говорит, что твоя картина дворик и Спас-Пески по середине — просто прелесть, что этюд очень хорош, но картина гораздо превосходнее...». Чем же объясняются живописные достижения в картине? Видимо, она была написана Поленовым не только по этюду, но и пройдена им по натуре. Имеются данные, свидетельствующие о том, что и позже Поленов мог поправлять картину.
Уже после приобретения П. М. Третьяковым картина была у В. Д. Поленова, судя по переписке, около 22 июня 1878 года. В письме от 2У мая 1879 года взыскательный к себе Поленов писал Третьякову: «Был я вчера в Вашей галлерее и видел там мой дворик. Воздух в нем крайне не понравился, на этюде он гораздо лучше, поэтому покорнейше прошу Вас позволить мне его пройти».
Неизвестно, что ответил П. М. Третьяков, но, судя по тому, что в картине именно воздух написан с чарующим мастерством, а также по тому, что, сравнивая с этюдом, мы безусловное предпочтение отдаем картине, следует предположить, что либо Поленов был излишне строг к себе, либо он все же успел дописать картину. Косвенным подтверждением этого предположения может служить и то, что полгода спустя, 29 января 1880 года, Поленов просил Третьякова дать ему картину на предстоящую передвижную выставку в Петебурге, где она еще не была.
Поленов сделал несколько повторений со своего произведения «Московский дворик». Следует указать, что художником были исполнены лишь повторения с этюда, но не с картины «Московский дворик». Почему? Ответить на этот вопрос трудно, так как никаких прямых высказываний Поленова по этому поводу не сохранилось. В одном из писем Поленов пишет, что в повторениях обычно он стремился усовершенствовать свои произведения. Это позволяет предположить, что окончательный вариант картины он считал удачным и потому не сделал с него повторения.
Не надо также забывать и того, что картина находилась у П. М. Третьякова и потому, может быть, он считал неудобным делать с нее повторения.
Первое повторение с этюда (местонахождение его неизвестно) было сделано Поленовым для И. С. Тургенева вскоре после написания картины, то есть в 1880 году. Об этом говорит одно из писем Поленова. «Когда Тургенев приезжал на открытие памятника Пушкину, я тоже был у него,— писал он. — Я сделал повторение моего этюда со Спас на Песках. Я нанял себе квартиру и из нее был вид на эту церковь. Тут же и Собачья площадка, с которой начинается «Дым». Это Тургеневский уголок. Я ему этот этюд подарил». Открытие памятника, совершившееся 6 июня 1880 года, позволяет уточнить время встречи Поленова с писателем. В воспоминаниях о Тургеневе М. В. Олсуфьев рассказывал о виденной им в квартире писателя картине Поленова. «Первое, что бросилось мне в глаза при входе в комнату, это моя старая знакомая картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик», — писал он. Олсуфьев посетил Тургенева в 1882 году, когда тот во Франции под Парижем, будучи больным, скучал и думал о России, и не случайно поэтому в его кабинете, на чужбине, висел именно «Московский дворик», так много говорящий сердцу русского человека. Не случайно также имя Тургенева связывается с картиной «Московский дворик». Оно созвучно ему не только потому, что пейзаж Поленова был за границей для Тургенева частицей любимой родины, но и потому, что в этой картине содер.-жится столько же типично русского, сколько заключено и в образах автора «Записок охотника», сумевшего показать нераздельную связь жизни крестьянина я жизнью природы.
В искусствоведческой литературе «Московский дворик» неоднократно объединялся с картинами «Бабушкин садБабушкин сад. 1878Холст, масло, 54,7 x 65Государственная Третьяковская галерея» (1878) и «Заросший прудЗаросший пруд. 1879Холст, масло., 77 x 121Государственная Третьяковская галерея» (1879), созданными несколько позднее и проникнутыми тонкой поэзией тургеневских произведений. Однако «Московский дворик» по своему образному строю отличается от этих картин, соприкасаясь с другой, более демократической стороной творчества великого русского писателя.
Повторение этюда «Московский дворик», датированное 1902 годом, имеется в Гос. Русском музее. Композиция его полностью повторяет этюд Гос. Третьяковской галереи.
В частной коллекции (в Москве) находится еще одно повторение этюда, имеющее дату «8 г.» (1908 г.). Композиция этого варианта аналогична первому этюду, но в живописном и колористическом отношении он уступает предшествующим работам. Размашистая, широкая манера письма, пастозные мазки делают живопись его, при небольшом формате, грубоватой. В архивных документах есть упоминание о повторении этюда «Московский дворик», сделанном Поленовым, видимо, в 1908 году по заказу некоего «Господина Кламрот». Письмо Кламрот от 12 марта 1908 года к Поленову содержит благодарность за присланную авторскую копию с этюда «Московский дворик» (местонахождение его неизвестно).
Следует отметить также, что в частных собраниях хранятся еще два повторения «Московского дворика», сделанные акварелью.
Итак, на VI выставке Товарищества передвижных художественных выставок Поленов впервые выступил со своей картиной «Московский дворик».
Среди пейзажей на данной выставке привлекли внимание «Рожь» , «Лес» , «Домик в провинции. Весна», или «После дождя» .
Позади были лучшие произведения , где русская природа порой играла большую роль; уже умер молодой ; в расцвете творческих сил был поэт природы Саврасов; вошел в полосу долголетней плодотворной деятельности Шишкин; выступил со своими произведениями Куинджи, который через год (в 1879 г.) обратился тоже к поискам передачи солнечного света в своей картине «Березовая рощаБерезовая роща. 1901Холст, масло., 163 x 115Национальный художественный музей Республики Беларусь», идя, однако, иным путем, нежели Поленов.
Как же оценила современная печать картину «Московский дворик»?
В рецензии на VI передвижную выставку, помещенной в «Московских ведомостях», картине Поленова были посвящены следующие строки: «На выставке есть несколько настоящих жанровых картин...
Летний полдень. Старинный деревянный дом, дом особняк, а не современная кирпичная казарма для 20 семейств, закутался в теплую тень старинного густого разросшегося сада. Нам не видно, что делается в саду и в доме, а между тем все происходящее там ясно рисуется в нашем воображении. Мы знаем его, это родовое гнездо... Да, это он, старинный мирный дом, доживающий свои век вместе со своим садом и своим «двориком». Картина та принадлежит г. Поленову и называется «Дворик в Москве».
Автор этой статьи (скрывавшийся под тремя звездочками), помещенной в консервативной газете, привнес в описание картины свои чувства и настроения.
В своем анализе автор делал акцент на старинном доме — уходящем дворянском гнезде, произвольно описывая протекавшую в нем жизнь.
Но не в этом заключена основная идея произведения Поленова, интересовавшегося жизнью не дома, а дворика. Нельзя согласиться и с характеристикой произведения Поленова как жанровой картины. Картина «Московский дворик», несмотря на наличие в ней бытовых моментов, всем своим существом тяготеет к пейзажной живописи.
В другой рецензии о картине «Московский дворик» писали: «...помещен прелестный, смеющийся, миниатюрный ландшафт г-на Поленова. ...Глаз не хочется отвести от этой радостной, патриархальной картинки, оживленной присутствием белокурого мальчугана».
Интересно остановиться на характеристике пейзажей Поленова, данной в «Московских ведомостях» (8 мая 1880 года).
«Г. Поленов один из самых симпатичных и талантливых молодых наших художников,— сказано в газете.— Читатели наверное помнят на прежних выставках целый ряд прелестных картин, принадлежащих кисти г. Поленова: «Дворик», «Бабушкин садБабушкин сад. 1878Холст, масло, 54,7 x 65Государственная Третьяковская галерея», «Заросший прудЗаросший пруд. 1879Холст, масло., 77 x 121Государственная Третьяковская галерея» и т. д. Это были наполовину ландшафты, наполовину жанровые картины; ландшафт и жанр сливались незаметно в одно целое и получались прелестные «пейзажи настроения». От этих картин не хотелось оторваться...».
Обобщая приведенные выше отзывы современной Поленову печати, надо сказать, что пресса не угадала в этом, на первый взгляд скромном пейзаже произведения, которому суждено было занять одно из основных мест не только в творчестве самого Поленова, но и во всей русской пейзажной живописи.
Какое место занимает картина «Московский дворик» в творчестве Поленова?
Если попытаться в самых общих чертах наметить эволюцию пейзажного творчества Поленова, то надо сказать, что он шел от изображения небольших, лирических уголков природы, непосредственно связанных с жизнью человека, его бытом, — к большим панорамам полей, рек, покрытых лесами холмов.
Первый период, когда художник писал небольшие пейзажи, большей частьюинтерьертаого характера (замкнутая композиция), поражающие своей правдивостью, близостью к жизни человека (а иногда и непосредственным изображением его), можно условно ограничить периодом с начала 70-х до начала 80-х годов. Следует оговорить, что в начале 70-х годов мастерство Поленова еще не было зрелым, в то время как в конце 70-х годов его творчество достигает подлинного расцвета. К этому периоду и относится картина «Московский дворик».
70-е годы — годы поисков в русской пейзажной живописи положительного образа в пейзаже, раскрывающего красоту родины, связь природы с жизнью человека.
В общем русле шел в эти годы и Поленов. К произведениям того времени, близким по своим задачам к картине «Московский дворик», относится
пейзаж «Двор. Абрамцево» (1879, Гос. музей имени В. Д. Поленова), где дан обыденный мотив, говорящий о близкой связи жизни природы и человека, но в нем нет того обобщения, которое делает столь значительной картину «Московский дворик».
В 1881 году написан «Дворик» (Харьковский гос. музей изобразительных искусств), принадлежащий к этой же плеяде «двориков» с их поэтической правдой будней, рассказывающих о жизни человека.
В противоположность «Московскому дворику» изображение человека занимает здесь совсем незначительное место.
К подобным мотивам пейзажей иногда возвращался Поленов и позже, в те годы, когда в его творчестве уже преобладали широкие эпические пейзажи (например, этюд «Избы. Бехово», 1892, частная коллекция).
Постепенно Поленов стал отходить от изображения в пейзаже человека, что было свойственно ему в 70-х годах.
Таким образом, картина «Московский дворик» была не случайной в жизни Поленова. Она стала лучшим произведением данного периода, наиболее обобщающим и синтезирующим поиски этих лет.
Не случайно на Передвижной выставке Поленов дебютировал картиной «Московский дворик».
Правдивое отражение действительности, типичность образа, яркий национальный колорит, демократичность содержания — все это сближает картину «Московский дворик» с произведениями художников-передвижников. С 1878 года после экспонирования картины на выставке Поленов вошел в число членов Товарищества, оставаясь верным ему до конца дней.
«Избрание меня в члены Товарищества стало для меня великим событием»,— признавался он.
И хотя творческий путь Поленова своеобразен и порой противоречив, гуманистический характер его художественной деятельности, стремление к просвещению, желание искусством приносить пользу человечеству, создание прекрасных образов русской природы — все это сближает его с передовыми устремлениями передвижничества.
«Я искренне желал сделать искусство доступным и интересным народу,— писал он.— Это было одной из главных задач моей работы и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно основалось и сложилось именно на этом принципе».
Вся деятельность Поленова была направлена на воплощение в искусстве высоких этических и эстетических идеалов, воспитывающих человека. Его творчество очень многогранно. Кажется, нет жанра, в котором бы не пробовал свои силы Поленов. Пейзажи, жанровые картины из крестьянской жизни, портреты, произведения, затрагивающие сложные психологические переживания («Больная»), исторические сюжеты, искания в области больших религиозных, идейно-философских композиций, блестящие театральные декорации—таков диапазон творчества Поленова. Но во всей этой многогранной деятельности художника наиболее ценными оказались пейзажи.
И хотя сам Поленов не в них видел главную цель своей жизни, именно в этих произведениях раскрылась поэтическая, любящая природу душа художника.
В русском искусстве до Поленова были известны произведения, где художники предметом изображения избирали природу и человека в их взаимосвязи.
С одной стороны, это были жанровые картины, где природа играла огромную роль в раскрытии образа (достаточно вспомить творчество , ряд жанровых картин и других).
С другой — это были пейзажи, в которых непосредственно изображался человек или самый мотив пейзажа говорил о близости человека, о его повседневной трудовой жизни, протекающей среди природы («Полдень» , «На пашне» Клодта, «ОттепельОттепель. 1871Холст, масло, 53,5 x 107Государственная Третьяковская галерея» и другие).
Но наибольшую связь картина «Московский дворик» имеет с произведениями . В 1866 году Саврасовым была создана картина «Изба» (Башкирский художественный музей, г. Уфа), где простота и обыденность мотива деревенского дворика вводят в повседневную жизнь крестьянства. В картине Саврасова наметилось то направление, которое развил Поленов, создавая свой «Московский дворик».
Вряд ли могла бы появиться картина «Московский дворик» без широко известного произведения Саврасова «Грачи прилетели». Содержательность и демократичность произведения Саврасова, поэтическая красота и значительность простой обыденной русской природы, воспетые художником, живут и в картине Поленова «Московский дворик».
Глядя на «Московский дворик», невольно вспоминаются «Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея». В обеих картинах при всем их различии лиричен пейзаж, так же ощущается народное восприятие природы, ее связь с жизнью человека и так же ярко отражен национальный колорит.
В 1878 году, в год создания картины «Московский дворик», на той же Передвижной выставке появилось произведение Саврасова «Домик в провинции. ВеснаДомик в провинции. Весна. 1878Дерево, масло, 43,8 x 32Частное собрание» («После дождя»), где всю картину, по сути дела, занимает лишь одноэтажный провинциальный домик с раскрытыми окнами, в одном из которых виднеется клетка с птицей и цветы.
Эти произведения Саврасова говорят о непосредственной связи, существовавшей между картинами Поленова и творчеством замечательного художника — автора картины «Грачи прилетели».
Обращаясь к более поздним картинам русских художников, мы порою можем почувствовать близость в решении некоторых задач с картиной «Московский дворик».
Так, в произведении «Октябрь. Домотканово» (1895), где фигура сидящего мальчика-пастушка кажется неотъемлемой от осенней лужайки, налицо органическое слияние пейзажа и жанра, что так характерно для картины Поленова.
В русской реалистической живописи 90-х годов есть большое количество произведений, где в бытовом жанре важное место занимает изображение природы. Так как они не являются пейзажами, то их нельзя непосредственно связать с картиной «Московский дворик», но несомненно влияние творчества Поленова на многих московских художников общества «Союз русских художников» — Архипова, Степанова, С. Иванова, Виноградова и других.
Будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Поленов много сделал для развития московской школы живописи; его учениками были , , С. В. Иванов и другие.
Картина «Московский дворик» — этапное произведение в творчестве художника и в смысле решения живописных и колористических задач. Поленов первым в русской живописи достиг особенной чистоты и звонкости цвета.
Большое место в пейзажном искусстве Поленова заняла разработка принципов пленэрной живописи. Тончайшая разработка градаций тонов в пейзажах Поленова способствует впечатлению воздушности пейзажа.
Это не значит, что до Поленова художники-передвижники были чужды исканиям пленэра. Саврасов и здесь проложил дорогу будущему, передав в своей картине «Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея» прелесть еще холодного, не согретого солнцем весеннего воздуха. Но Поленов первый в своей картине «Московский дворик» обратил столь большое внимание на правдивую передачу воздуха, солнца, света, сумев сохранить материальную осязаемость предметов. Интерес в искусстве к передаче воздуха, света, солнца способствовал всестороннему реалистическому познанию мира. Как в своем творчестве, так и в методах преподавания Поленов исходил из необходимости передать все многообразие мира — формы, цвета, света, воздуха. Отсюда огромное влияние Поленова на художников московской школы.
Вспоминается «Московский дворик» Поленова и при любовании произведениями «Мостик», «Первая зелень. МайПервая зелень. Май.. 1888Холст, масло., 42 x 58Государственная Третьяковская галерея» и другие. Вспоминается не только благодаря той чистоте и звучности красок, теплоте ласкового солнца, близости пейзажа к жизни человека, но и по тому жизнеутверждающему ощущению, которое несет природа. Левитан писал Поленову: «Дай Вам бог долго поработать и попрежнему вносить в искусство непосредственность, свежесть, правду. Сделанное Вами в качестве художника громадно, значительно, но не менее значительно Ваше непосредственное влияние на московское Искусство. Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас...»
«Казалось, будто стоишь перед раскрытым окном и вдыхаешь аромат весны,— так от его картин веяло свежестью, новизной, оригинальностью»,— вспоминает Бакшеев.
В пейзаже «Московский дворик» передано не просто настроение человека в природе, а то состояние, которое можно назвать мироощущением. В нем чувствуется жизнь самой природы, переживания человека как бы отступают перед ее силой. Подлинное обобщение образа в картине «Московский дворик» делает этот пейзаж близким многим советским зрителям.
Жизнеутверждающее чувство, которое несет с собою природа «Московского дворика», позволяет поставить эту картину в один ряд с теми произведениями передовых русских художников дореволюционной России, которые выражали поиски положительного идеала, веру в прекрасное, в торжество жизни.