Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских
Постижение космической бездны, конца и начала Вселенной, увлекало «интуитивный разум» художника все дальше и дальше. Видения
, погружавшегося в неизведанные глубины мироздания, транслировались в живописных композициях: в них на глазах происходили некие самочинные процессы — постепенно разъедался, разбелялся цвет, растворялись очертания.Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году. Белый квадратБелый квадрат на белом фоне. 1917Холст, масло, 78,7×78,7Музей современного искусства (Белый квадрат на белом фоне) стал третьим семафором живописного супрематизма, знаком его последней, белой стадии: «В чисто цветовом движении – три квадрата еще указывают на угасание цвета, где в белом он исчезает.
был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.... три квадрата указывают путь, а белый квадрат несет белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни».
Но и на этом процесс не остановился: из белого супрематизма вскоре ушли, исчезли в бесконечности и так почти невидимые контуры живописных сущностей.
Цвет и форма, последние приметы земного бытия, обратились в ничто, распылились-рассеялись в мировом вакууме. Остался непотревоженный красками холст. Зрителю была дарована неслыханная свобода; теперь от него самого, от его воображения — умозрения — зависело, что могло проступить, проявиться, увидеться на чистом пустом полотне-экране.
Это был живописный абсолют
. Живопись, как полагал он тогда, была закончена: «О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого», – написал он в конце 1920 года. Живопись привела художника к философии, и термин «супрематизм» означал теперь для него главенство духовного постижения смысла бытия, скрытого за искажающими суть вещами и явлениями эмпирической действительности. Стремление понять мирореальность «уже не кистью, а пером» выдвинулось на первый план в жизни .О БЩЕСТВЕННАЯ , ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ , ПЕДАГОГИЧЕСК А Я, ИССЛЕДОВА ЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выход
к «белому миростроению», к вершинам человеческого духа, созерцающего метафизическую «высшую реальность», парадоксальным образом совпал с небывалой его активностью в практической сфере, подтвердившей в инициаторе супрематизма недюжинные таланты лидера, организатора, наставника. Война и социальные катастрофы послужили мощными импульсами для усиления его общественной работы.В июле 1916 года живописец был мобилизован в армию; военную службу он проходил в запасном пехотном полку, расквартированном в Вязьме, Смоленске, Москве. Это обстоятельство позднее обусловило его избрание в Московский Совет солдатских депутатов, где в августе 1917 года он занял пост председателя Художественной секции.
После Октябрьской революции
продолжил обширную деятельность — вместе с и другими левыми художниками он занимал ряд постов в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Особую его заботу вызывало развитие музейного дела в России; он активно участвовал в музейном строительстве, разрабатывая концепции музеев нового типа, где должны были быть представлены и работы авангардистов. Такие центры под названием «музей живописной культуры», «музей художественной культуры» были открыты в обеих столицах и некоторых провинциальных городах.Осенью 1918 года началась педагогическая работа
, впоследствии сыгравшая весьма важную роль в его теоретической работе. Он числился мастером в одном из классов петроградских Свободных мастерских, а в конце 1918 года переехал в Москву. В московских Свободных государственных мастерских живописец-реформатор пригласил к себе обучаться «металлистов и текстильщиков» — родоначальник супрематизма начинал осознавать выдающиеся стилеобразующие возможности своего детища. Представители нарождавшегося конструктивизма, выходящего из пространственнофактурных разработок — его знаменитых контррельефов, — все с большим азартом противопоставляли себя супрематизму. Это противостояние оформилось в открытый конфликт на X Государственной выставке, происходившей в апреле 1919 года в Москве. Размежевание сказалось уже в названии — по желанию участников она была названа Беспредметное искусство и супрематизм. Стан беспредметников, возглавляемый (1891 — 1956), программно противопоставил свои абстрактные композиции супрематизму , Юнона, . По контрасту к метафизическим холстам «белое на белом» экспонировал картины под названием Черное на черном, утверждавшие своей изощренной фактурной разработкой доминирование «живописной плоти».В июле 1919 года
написал свой первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве». Желание издать его и нарастающие житейские трудности — жена художника ждала ребенка, семья жила под Москвой в холодном нетопленом доме – заставили его принять приглашение переехать в провинцию. В губернском городе Витебске с начала 1919 года работало Народное художественное училище, организованное и руководимое (1887 — 1985). Преподаватель витебской школы, архитектор и график (1890 — 1941), будущий знаменитый дизайнер, во время командировки в Москву убедил в необходимости и пользе переезда. полностью поддержал инициативу и выделил новоприбывшему профессору мастерскую в училище.уехал из Москвы на рубеже октября-ноября, не дождавшись открытия своей первой персональной выставки: она происходила в декабре 1919 — январе 1920 года и называлась, как уже было сказано, «Казимир Малевич, его путь от импрессионизма к супрематизму». Выношенную идею о «конце живописи» автор иллюстрировал экспозицией: последовательное развитие от импрессионизма через кубизм выводило живопись к трем ступеням супрематизма, а завершалась выставка пустыми холстами, из которых цвет и форма ушли физически (в 19б0-е годы художники-минималисты, выставляя пустые холсты, считали себя самыми радикальными живописцами в мире и первооткрывателями небывалого художественного пространства...).
С переездом в Витебск для
наступил новый этап: два с половиной года, проведенные в провинции, прежде всего, были отданы теоретическому осмыслению собственных открытий в живописи. Художник написал огромное множество текстов, рассматривая философский супрематизм как «модус новой жизни всего человечества».Постижение смысла мироздания, открывшегося ему через «щель живописи», было увенчано обширным трактатом «Супрематизм. Мир как беспредметность». Оконченный в феврале 1922 года в Витебске, он впервые увидел свет в 1962 году в немецком переводе (переиздан еще дважды, в 1980 и 1989) и ждет своей публикации на русском языке.
Сосредоточенная мыслительная работа
тесно сопрягалась с общественноорганизационной. Генератор новых идей, он умел консолидировать вокруг себя сторонников - художественно-пропагандистская, организаторская деятельность была для него органична. Известный критик и историк искусства Николай Пунин писал, что «Малевич... имел многих последователей и учеников-фанатиков. Он умел внушить неограниченную веру в себя, ученики его боготворили, как Наполеона армия...».