Л. Ф. Лагорио. Из книги «Русские художники-баталисты ХVIII-XIX веков». -0001. Автор: В. В. Садовень
Несколько картин на сюжеты кампании 1877—1878 годов написал для военной галлереи Зимнего дворца
(1827 — 1905), сын неаполитанского консула, родился в Крыму, в Феодосии, и общее образование получил в местной гимназии. С детских лет он начал рисовать и под влиянием особенно пристрастился к изображению моря. В 1843 году Лагорио поступил в Петербургскую Академию художеств, где сперва был учеником , а затем . В 1845 году он совершил плаванье на военном фрегате «Грозящий». В 1849 году он получил от Академии художеств Малую золотую медаль за «Вид в окрестностях Выборга», а в 1850 году — Большую золотую медаль за «Вид болота на Лисьем носу».
В 1851 году пробыл год на Кавказе, написав там несколько пейзажей. В 1852 году он вступил в русское подданство, а в 1853 году поехал в качестве пенсионера Академии за границу. Проведя годы пенсионерства в Париже и Риме, в 1860 году возвратился в Петербург и за несколько итальянских пейзажей получил в том же году звание профессора пейзажной живописи. В 1861 году он снова совершил поездку на Кавказ, в результате которой выполнил картины: «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус» и «Гут-гора», а в 1863 году - «Вид Алазанской долины». В том же 1863 году он принимал участие в военных действиях против горцев. С 1864 года Лагорио обосновался в Петербурге, но совершал частые путешествия по России, Черному морю, Турции, выполняя множество этюдов, перерабатываемых им в картины.
В 1883 году он получил заказ для военной галлереи Зимнего дворца на сюжеты русско-турецкой войны 1877—1878 годов и для выполнения их совершил поездки (в 1883 и 1885 годах) на Черное море, на Балканский полуостров и в Закавказье. В результате этих поездок им были написаны в конце 80-х — начале 90-х годов картины на сюжеты войны в Закавказье — «Аравартанское дело 6 июня 1877 года», «Двадцатитрехдневное сидение в Баязете. Отбитие штурма 10 июня 1877 года» и «Освобождение гарнизона Баязетской цитадели 28 июня 1877 года», а также картина на сюжет, относящийся к балканскому театру войны: «Взятие Ловчи 22 июля 1877 года». Все (эти три картины находятся в Историческом военно-инженерном музее в Москве). Кроме картин на сюжеты войны на Балканах и в Закавказье им было выполнено несколько картин, изображающих боевые действия русского военного флота в Черном море: «Уничтожение пароходом "Великий князь Константин" турецких судов у Босфора. 1877 годУничтожение пароходом "Великий князь Константин" турецких судов у Босфора. 1877 год. 1880Холст, масло., 56 x 88Центральный военно-морской музей», «Катера парохода «Константин» атакуют турецкий флот у Сулина 29 мая 1877 года» и пр. (находятся в Военно-морском музее в Ленинграде).
Хотя Лагорио был профессором пейзажной живописи, но он был подготовлен к выполнению батальных картин и своим обучением в Академии у Б. П. Виллевальде и своим непосредственным участием в военных действиях против горцев на Кавказе. Эти обстоятельства позволили ему выполнить возложенное на него задание по написанию батальных картин для военной галлереи Зимнего дворца, тем более, что сюжеты этих картин были в основном связаны с горной природой, хорошо ему знакомой, как художнику, по его пейзажам Кавказа.
Эти «сухопутные» батальные полотна выполнены на хорошем профессиональном уровне. Художник проявляет в них немалую композиционную изобретательность.
Горные пейзажи, среди которых развертывается действие, написаны кистью опытного пейзажиста. Колорит батальных полотен Лагорио гармоничен, красив, выдержан в золотистых тонах, но несколько изыскан, хотя хорошо передает знойную атмосферу горных долин юга.
Две из вышеназванных картин связаны единством сюжета и представляют как бы сюиту-диптих. Они говорят об одной из самых славных героических страниц 1877 — 1878 годов на Закавказском фронте — о знаменитом двадцатитрехдневном «Баязетской сидении».
Немногочисленный героический гарнизон Баязетской цитадели выдержал двадцатитрехдневную осаду крепости превосходящими силами неприятеля, протекавшую в труднейших условиях изнуряющего зноя, голода и жажды: в последние дни воды выдавали только по столовой ложке на человека. На все предложения о сдаче комендант крепости капитан Штоквич отвечал решительным отказом. По современному сообщению военного корреспондента журнала «Нива», когда один из турецких генералов, сын известного «имама Чечни и Дагестана» Шамиля, стал уговаривать коменданта сдаться, ссылаясь на безнадежность положения русских, Штоквич отвечал: «Неужели ваш отец никогда вам не говорил, что русские не сдают крепостей, а сами берут их» ? В таких тяжелых условиях русский гарнизон отбил 10 июня 1877 года ожесточеннейший штурм крепости.
Город был разрушен бомбардировкой до основания. Через 23 дня осады, 28 июня 1877 года, героический гарнизон Баязета был освобожден подоспевшими русскими войсками под командованием генерала Тергукасова, разбившими наголову турецкий корпус, осаждавший крепость.
Лучшая из батальных картин Лагорио — «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года 1877 годОтбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года. 1891Холст, масло., 138 x 225Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи». Ее композиционное решение оригинально и удачно. На первом плане налево изображена площадка высокой крепостной стены, на которой возвышается каменное строение с аркообразным большим окном. На площадке, на плоской крыше строения и в арке полуразрушенного окна видны фигуры стреляющих русских солдат. Глубоко внизу, под стенами крепости, и на горных склонах на втором плане видны смятенные, отступающие скопища турецких войск.
Художнику удалось создать убедительное впечатление, что подавляющие силы осаждающих отброшены от стен крепости ее героическими защитниками. Это впечатление усиливается пустым пространством внизу на первом плане справа: там нет неприятеля, лишь несколько одиноких фигур жмутся к подножию стены. Вся эта массовая, динамичная, драматическая сцена развертывается на фоне грандиозного пейзажа с зубчатым кряжем высоких гор вдали, замыкающим горизонт.
Золотистый колорит картины, ярко освещенные фигуры русских солдат на первом плане и падающие от них на каменную площадку резкие тени передают атмосферу палящего зноя.
Можно упрекнуть художника в некоторой статичности фигур русских солдат на первом плане. Но возможно, что такой трактовкой художник хотел подчеркнуть спокойную деловитость простых русских людей, мужественно, без излишней суетливости выполняющих трудную боевую работу.
В целом картина производит сильное впечатление, чему немало способствует эффектный и вместе с тем конкретно правдивый горный пейзаж, написанный, очевидно, по этюдам с натуры.
«Освобождение Баязетской цитадели 28 июня 1877 года» трактует заключительную сцену баязетской эпопеи и хотя документально правдиво, но более буднично, без приподнятости. Картина «Взятие Ловчи 22 июля 1877 года» представляет, в сущности, пейзаж в предгорьях Балкан с селением вдали, к которому движутся изображенные на первом плане русские войска.
не обладал темпераментом художника-баталиста. Его морские баталии мало выразительны: колорит их красив, но несколько манерен. Значительной удачей Лагорио на поприще художника-баталиста является лишь «Отбитие штурма Баязета 10 июня 1877 года».