Левитан. Русские живописцы XIX века. 1992. Автор: Владимир Петров
Но, конечно, важнейшую роль в развитии московской пейзажной живописи и — шире — лирики природы в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века играло творчество Алексея Кондратьевича
а, руководившего в 1870-е годы пейзажным классом, учеником которого, вскоре после поступления в Училище, стал (по некоторым источникам, «выпросил» его у своего друга Перова, ведущего натурный класс).Значение
а-педагога, воспитавшего плеяду талантливейших пейзажистов, вообще трудно переоценить.Еще в 1850-е годы, закончив московское Училище живописи и ваяния,
начал писать замечательные пейзажи, осуществляя ценнейший труд по выработке новых, реалистических принципов национальной пейзажной живописи. Глубоко усвоив опыт Венецианова и пейзажистов-романтиков, не теряя завоеванного искусством предшествующей эпохи идеального чувства «натуры» как единого прекрасного целого, творчески претворяя уроки старых мастеров и достижения современного, прежде всего французского и английского пейзажа, и в то же время пристально и зорко изучая родную природу, он все более глубоко вживался в ее «быт», открывал красоту ее «типов» и «характеров». Именно картины, созданные ым, стали высшим достижением отечественного пейзажа в 1860-е годы (например, «Сельский вид», 1867, ГТГ; «Лосиный остров. Сокольники», 1869, ГТГ). При этом художник воспринимал и показывал русскую природу в тесной связи с жизнью, мыслями и чувствами населяющих ее людей, их радостями, горем и заботами. В начале же 1870-х годов его искусство подошло к своему зениту, и именно в то время, когда учеником а стал , создавались многие из его прекрасных волжских картин, только что был написан «Проселок» (1873, ГТГ), и каждая новая работа несла в себе прикосновение поэтической души художника к «поющим силам природы» (Б. В. Асафьев). И хотя в 1870-е годы на выставках, прежде всего Товарищества передвижников, к которому принадлежал , видное место занимали полотна и других замечательных пейзажистов-реалистов — импульсивного Ф. А. Васильева, «лесного богатыря» И. И. Шишкина, спокойного и рационального М. К. Клодта, неподражаемого в передаче световых эффектов — скромные, небольшие полотна а не проигрывали от сравнения с ними. Главной особенностью пейзажей мастера, их наиболее привлекательным качеством было, конечно, тонко отмеченное И. Н. Крамским наличие в его искусстве тех «душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе [...], струны, которая могла бы обращаться в песню»6.Очень выразительно впоследствии определил значение творчества учителя и
в некрологе «По поводу смерти А. К. а», где он называл его «одним из самых глубоких русских живописцев» и подчеркивал, что именно с него «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле», что « создал русский пейзаж [...], стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу [...]. И в самом деле,— пишет далее ,— посмотрите на лучшие из его картин, например, «Грачи прилетели». Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу. Возьмите [...] другую картину — «Могила на Волге». Широкая, уходящая вдаль могучая река с нависшей над нею тучей; впереди одинокий крест и облетевшая березка — вот и все, но в этой простоте целый мир высокой поэзии».Будучи прекрасным художником,
обладал и замечательными качествами педагога. Не случайно, наряду с И. И. ом, именно в его мастерской или под его влиянием сформировались такие превосходные лирики русской природы, как братья К. А. и ы, , , и целый ряд других талантливых художников, во многом определивших лицо русской живописи конца XIX века. При этом главным секретом влияния его на молодежь была не определенная система преподавания, которой , скорее всего, и не имел, а живой пример его творчества и способность воодушевлять своих учеников, которые, «охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и , возвещая об этом как о событии, вбегал в мастерскую и уводил с собой молодежь туда, в зеленые рощи и поля»6. Благотворное влияние оказывали и беседы а, человека широко эрудированного, прекрасно знавшего поэзию, рекомендовавшего молодежи изучать лучших мастеров классического и современного пейзажа, но главное — учиться чувствовать красоту природы.В воспоминаниях К. А. Коровина, одного из самых близких товарищей
а в те годы, выразительно рассказывается о том, что , «этот величайший артист с умным и добрым лицом [...] любил учеников своих всем сердцем» и делился с ними размышлениями о том, что «искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства [...] — холод и машина, — одна ненужная теория [...] Только любя природу, учась у нее, можно найти себя [...] Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту»1'.В середине 1870-х годов, в условиях нарастания общественной реакции и «самодовольства» современности (М. Е. Салтыков-Щедрин), постепенно утрачивались токи реформаторских, революционных стремлений, направлявших многих живописцев предшествующего поколения на путь критического обличения и напряженного вглядывания в драматические противоречия социальной действительности. Даже у крупнейших передвижников к концу 1870-х годов все более усиливались лирические, пейзажные начала в искусстве.
Молодежь была в большей мере «поколением, чье сердце искало правды в самом себе».
же как бы направлял в искании этой правды сердца и поэтому его, по словам того же Коровина, «слушали, раскрыв рты [...] Слова [...] были как музыка [...] В них раскрывались не одни красоты природы, но таинственная даль чего-то еще более желанного, радостного, неведомого» 10. Вспоминает Коровин и «фигуру а в синей короткой курточке, в эти минуты благоговейного внимания к словам учителя. Глаза его выражали растроганное сочувствие. Он искренне любил а, и тот заметно благоволел к талантливому ученику»".Действительно, хотя уроки
а были благотворны для многих любивших его учеников, в том числе и для , но именно в е учитель нашел наиболее родственную ему натуру: не случайно впоследствии говорили, что только у он передал «тайну мотива».Оценив незаурядные способности, искренность и поэтичность вечно нуждающегося, почти нищего ученика,
, опираясь на поддержку Перова, стремился материально хоть как-то облегчить его положение. Пожалуй, у чаще чем кому бы то ни было из учащихся выдавали, пусть скудные, денежные пособия, краски и другие художественные принадлежности, а на четвертом году обучения его рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова.