Левитан. Русские живописцы XIX века. 1992. Автор: Владимир Петров
Жизнь Исаака Ильича
а преждевременно оборвалась на самом рубеже XIX и XX столетий. Таким образом, сосредоточив и как бы подытожив в своем творчестве многие лучшие черты отечественного искусства прошлого века, он и «хронологически» остался художником эпохи классического русского реализма.В отличие от многих ровесников, ему не довелось стать участником бурной и противоречивой художественной жизни начала нашего века, быть свидетелем тех «невиданных перемен и неслыханных мятежей» (А. А. Блок), которые пришли с его наступлением в искусство и саму действительность.
В то же время вряд ли можно назвать другого художника его поколения (за исключением В. А. Серова), чьи открытия, духовный опыт, профессиональный и нравственный авторитет имели бы такое животворное значение и такой широкий резонанс в русском искусстве не только предоктябрьских десятилетий, но и советского времени. Причем связь новых явлений искусства XX века с наследием
а, уроки его творчества проявлялись многообразно и могли бы стать темой отдельного исследования.Прежде всего и в период стремительного обновления форм искусства, возникновения новейших, авангардных течений, отнюдь не утрачивало живого смысла и наполнения непосредственное продолжение традиций «пейзажа настроения». Видное место в живописи начала века занимало творчество
овцев (так называли современники мастеров, объединившихся в «Союз русских художников»). Входившие в него живописцы, многие из которых были товарищами и учениками а,— каждый по-своему,— стремились и в новых условиях развивать принципы эмоционального пленэризма, воплощения чувства органической связи с красотой русской природы, свято чтя память а, в котором они видели великого поэта, «до конца почувствовавшего неизъяснимую прелесть слова «родина» и передавшего любовь к ней, не прикрашенную ничем, прекрасную в своей неповторимости»11'.Пожалуй, не менее важными были уроки
а и для живописцев иных, новейших формаций — тех, кто стремился, интенсивно переживая единство человека и мира, очистить его в своих образах, придавая им символическое, универсальное значение.Так,
овские корни очевидны в творчестве некоторых художников «голуборозовского» круга — П. В. Кузнецова и П. С. Уткина, М. С. Сарьяна и Н. П. Крымова (которые и сами говорили о том, что исходной точкой их исканий в искусстве были почитание и освоение творческих принципов а и Серова). Не случайно в «дышащей» живописи и нежно-очарованном простран-стве картин знаменитой степной серии П. В. Кузнецова, воплотивших его мечты о гармоническом, музыкальном слиянии человека и мироздания, «земли» и «неба», немало черт, весьма близких поздним произведениям
а, его «стогам» и «сумеркам».овские истоки можно найти даже в живописи наиболее одухотворенных и лирических представителей самых «левых» течений, например, М. В. Матюшина и Е. И. Гуро, «бубновалетцев» А. В. Куприна, Р. Р. Фалька и других. С особенной ясностью эти связи обнаружились у «левых» художников уже в советское время, когда в новых условиях начиналось их «возвращение к реализму».
Близость к устремлениям позднего
а очевидна и в тех поисках «монументального лиризма» (В. А. Фаворский), который вели некоторые лучшие живописцы (прежде всего принадлежавшие к кругу общества «4 искусства») во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов и которые были одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории советского искусства.Конечно же, многим были обязаны наследию
а и лучшие пейзажисты позднейшего времени. При этом очень характерно, что с новой энергией левита-новское начало ожило в нашем искусстве в послевоенный период и в годы «оттепели».
Борьба за свободу страны, страшные испытания военной поры, радость победы, а затем и влияние начавшегося в обществе очистительного процесса, пробудили в отечественной культуре, несмотря на все тяготы и обнаружившую себя в сталинское время силу зла, «страстную жажду жизни» и любовь к родной земле, искреннюю веру в «правду сердца», «хорошую душу» человека.
Это и дало «новое дыхание»
овским традициям в искусстве, нашедшим творческое претворение в работах целого ряда живописцев — С. В. Герасимова и Н. М. Ромадина, А. М. Грицая и А. А. Мыльникова, В. Н. Гаврилова и В. Ф. Стожарова, В. Е. Попкова и других художников, наверное, не поднимавшихся до уровня овского совершенства и универсальности чувств, но тем не менее создавших по-настоящему «живые», одушевленные произведения.К сожалению, было и есть в истории советского искусства и немало примеров того, как при видимом почитании и даже абсолютизации традиций реалистической живописи, а порой прямом подражании творчеству
а, наследование носило откровенно потребительский, имитаторский характер,— говоря словами а,— оказывалось пустословием, не обеспеченным ни профессионально, ни духовно, ни нравственно.Особенно типичным подобное омертвление традиций
а и близких к нему художников или вообще холодное отчуждение от них во имя умозрительных концепций и гипертрофированного субъективизма стало для последних десятилетий. В творчестве же наиболее талантливых, чутких к живой жизни природы живописцев преемственная связь с его наследием порой выражается лишь в самой опосредованной форме, воплощающей не живительную связь человеческой души и мироздания, а боль и тревогу за их судьбу.Но и этот печальный аспект нашего бытия и нашего искусства по-своему утверждает огромную человеческую важность и ценность творчества
а. И если о нем можно сказать словами А. Платонова о Пушкине, что он вошел в нашу культуру «наравне с полем и лесом», то и судьба его традиций неразрывно связана с судьбой любимых им русских полей и лесов, судьбой Волги, всей земли и «строя чувств», единящих с ними. О судьбе же этой сегодня с оптимистическими интонациями говорить не приходится. Слишком велика сегодня «экологическая мука» земли, слишком очевидно, сколь губительными оказались плоды человеческой деятельности, лишенной «сочувствия с природой», а значит губительные и для нашей собственной природы — человечности.Но думается, не менее очевидно, что от нашей способности, несмотря ни на что, восстановить «солнечную меру» отношения к миру, воссоединиться с «духом
а», во многом зависит и наше будущее, сама наша способность жить на земле.ПРИМЕЧАНИЯ
1 С. С. В е р м е л ь. Исаак Ильич и его творчество. Спб., 1902, с. 5.
2 Цит. по: Лев Колодный. Хождение в Москву. М., 1990, с. 234.
3 С. Т. Аксаков. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1956, с. 10, 11.
4 Цит. по: Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980, с. 280.
3 В последние годы жизни Перов, страстно любивший природу, завзятый рыболов и охотник, сотрудничал в журнале «Природа и охота».
6 И. Н. Крамской. Письма. Статьи. В 2-х т. Т. 1. М„ 1965, с. 103, 120, 121.
7 Исаак Ильич . Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956, с. 108, 109. (Далее — ).
8 Сергей Глаголь, Игорь Грабарь. Исаак Ильич . Жизнь и творчество. М., 1913, с. 21.
9 Константин Коровин вспоминает... М., 1990, с. 74, 75, 346. (Далее — Коровин).
|и Там же, с. 72, 346.
11 Там же, с. 346.
12 Факт обращения а к помощи своего друга при написании этой фигуры не должен расцениваться, как это порой делается, в качестве доказательства «неспособности» его к изображению людей. К. А. Коровин вспоминал об успешной работе а в натурном классе. В начале 1880-х годов в журнале «Москва» публиковались жанровые, фигурные рисунки а. Наконец, и в начале 1880-х
годов и позднее
проявил себя и как незаурядный портретист, написав портреты А. П. Чехова, С. П. Кувшинниковой и другие. Интересно, что несколько позднее в свою очередь помогал Н. П. Чехову в написании пейзажного фона одной из картин.13 Коровин, с. 87.
14 Цит. по: Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856—1917. Л., 1918, с. 73.
Впоследствии
стал одним из самых любимых художников П. М. Третьякова, который, по некоторым воспоминаниям, очень часто ходил в залы своей галереи исключительно для того, чтобы посмотреть работы пейзажиста.15 , с. 107
16 А. Р о с т и с л а в о в. И. И. . М., 1911, с. 49.
17 М. В. Нестеров. Давние дни. Уфа, 1986, с. 407.
18 сотрудничал в этом журнале в 1881 —1882 году и сделал для него довольно много рисунков, в том числе редкого для художника жанрового и даже сказочно-фантастического характера. Иллюстрировал он в начале 1880-х годов и издание М. Фабрициуса «Кремль» (М., 1882).
19 , с. 63.
20 Борис Асафьев (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. М., 1966. с. 85.
21 С. Лобанов. Поленов и . М., 1925, с. 30.
22 В отделе рукописей ГТГ сохранилась рукопись (черновик) письма В. Д. Поленова В. И. Ленину, в которой живописец, ставший первым народным художником РСФСР, восторженно принимая идею монументальной пропаганды лучших людей истории и культуры, выражает сожаление,
что в списки лиц, которым планируется поставить памятники, не внесены имена И. И.
а, В, А. Серова, А. П. Чехова, как людей, более других сделавших для дела подлинно демократической культуры.— Отдел рукописей ГТГ, ф. 54, ед. хр. 197.3 А. Р о с т и с л а в о в. И. И.
. Спб., 1911, с. 17. 24 Коровин, с. 108.Т. М. К о вале нс кая. Вступитальная статья к каталогу выставки «Исаак Ильич
. К столетию со дня рождения». М., 1960, с. 8, 9.26 К. А. Тимирязев. Насущные задачи естествознания. М„ 1908, с. 409.
27 Б. Л. П а с т е р н а к. Об искусстве. М., 1990, с. 267. Н. И. Комаровская. О Константине Коровине. Л.,
1961, с. 27.
29 Петр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника. М., 1979, с. 10.
Там же (слова И. И.
а).А. Ростиславов.
. Спб., 1911, с. 15.42 К. С. Станиславский. Собр. соч. в 8 т. Т. 1. М. 1954, с. 233.
33 говорил: «Ведь мой этюд — этот тон, эта синяя дорога, эта тоска в просвете за лесом [...] это ведь —
мой дух».— См.: Коровин, с. 123.
34 «Дать недоговоренные картины (на выставку.— В. П.) составляет для меня страдание»,— писал художник в одном из писем.— , с. 106.
35 М. М. Пришвин. Творить будущий мир. М., 1989, с. 187, 188.
36 Цит. по: , с. 3, 4.
3 Отрадная атмосфера, в которой жил в Бабкине, по-своему выразительно передана в шутливом стихотворении М. П. Чехова:
А вот и флигель
а.Художник милый там живет.
Встает он очень, очень рано И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока И тут же, не вставая с места.
Этюд он трогает слегка.—
Цит. по: И. Гинзбург. И. И.
. М., 1937, с. 11.38 М. П. Чехов. Вокруг Чехова. М., 1980, с. 116.
39 Характерна, например, такая записка, отправленная ом из Москвы в Бабкино в мае 1885 года: «Как рыба? Каково миросозерцание? Сколько строчек?» — Ив то же время исповедальные, глубоко лирические строки художника в одном из писем 1891 года: «Дай руку, слышишь, как я крепко жму ее?» — , с. 26, 36.
40 О рассказе Чехова «Счастье».— , с. 37.
41 , с. 134.
42 А. П. Чехов. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1977, с. 18.
43 Переписка А. П. Чехова в 2-х т. Т. 2. М., 1984, с. 342.
44 , с. 134.
45 См. об этом в кн.: Л. В. Усенко. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов-на-Дону, 1988. <6 Цит. по: Коровин, с. 87.
4 В 1886 г. работал вместе с другими художниками Абрамцевского кружка над оформлением целого ряда опер, написал по эскизам В. Д. Поленова декорации для «Фауста» и «Алой розы», по эскизам В. М. Васнецова — для «Русалки» и «Снегурочки» и по своим собственным эскизам — для «Жизни за царя».
48 М. В. Нестеров. Давние дни. Уфа, 1986, с. 407.
49 , с. 27.
50 М. В. Нестеров. Давние дни. Уфа, 1986, с. 407. Характерно мнение В. Д. Поленова, считавшего, что «ни
Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин [...] не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма».— Е. В. С а- х а р о в а. Василий Дмитриевич Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, М. — Л., 1950, с. 235.
51 , с. 26.
52 Там же, с. 29.
53 Плес (ныне Ивановская область) и раньше привлекал внимание художников. Здесь бывали А. К. , И. Е. Репин, Ф. А. Васильев и другие живописцы. С появлением же «плесских» картин а этот городок стал поистине местом паломничества пейзажистов. В нем написаны многие замечательные работы А. М. Корина, М. X. Аладжа- лова, С. А. Виноградова, В. Н. Бакшеева и многих других мастеров русского и советского искусства. В настоящее время в Плесе открыты Дом-музей И. И. а и Картинная галерея.
54 Цит. по: С. С. В е р м е л ь. Исаак Ильич , его жизнь и произведения. М., 1902, с. 23.
55 Вспомним, что река как древнейший символ жизни и времени всегда была, наряду с образом дороги, одним из главных «архитипических» символических образов в русской культуре.
,6 Борис Пастернак. Об искусстве. М., 1990, с. 343.
57 , с. 28.
58 М. В. Нестеров. Давние дни. Уфа, 1986.
1 А. А. Киселев.
. Опыт характеристики его таланта.— Артист, М., 1894. Кн. 1, январь, с. 18.60 , с. 45.
61 Цит. по: А. Ростиславов. И. И. . Спб., 1911, с. 38.
62 А. П. Чехов. Поли. собр. соч. Т. 9. М., 1977, с. 65, 66.
63 Т а м ж е, с. 445.
64 Исаак Ильич , его жизнь и произведения. М., 1902, с. 23.
65 А. В. Луначарский. Театр и революция.— В кн.: Станиславкий. М., 1963, с. 17.
"" В. П. Острогорский. Письма об эстетическом воспитании. М., 1894, с. 12, 82, 84, 39, 27, 28 и другие.
Очень характерно в этом плане наследие создателя отечественной фенологии Д. А. Кайгородова, многие суждения К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева, зоолога Н. К. Вагнера.
67 Очень характерен такой образец «пейзажной лирики» В. Соловьева, как посвященное им Чехову стихотворение (написанное в поезде):
Воздух и окошко, добытые с бою,
Желтая береза между темных елей,
А за ними небо светло-голубое,
Да хлебов грядущих мягкие постели.
С призраком дыханья паровоз докучный Мчится и грохочет мертвыми громами,
А душа природы с ласкою беззвучной В неподвижном блеске замерла над нами.
Тяжкому разрыву нет конца ужели?
Или есть победа над враждою мнимой,
И сойдутся явно в благородной цели.
Двигатель бездушной с жизнью недвижимой? —
Цит. по: Слово. Сб. 2. М., 1914, с. 222.
68 «Настроенческая», выразительно-поэтическая природа живописных поисков художников того времени достаточно глубоко осознавалась в критических и теоретических работах. См., например, характерную статью Н. В. Досекина «О рассказе в живописи» («Артист», М., 1894, Ne 1, с. 112), где основные задачи современного искусства определяются как «отыскание гармонического аккорда», выражающего «живое значение явления по отношению к жизни душевной».
69 Цит. по: Н. М. М о л е в а. Жизнь моя — живопись. М„ 1977, с. 227.
70 Коровин, с. 121.
1 В романе — о «красе мира божьего», о том, что «Жизнь
есть рай», который и «в каждом из нас затаен», о том, что «все совершенно, все, кроме человека, безгрешно», о необходимости «просить у Бога веселья», «быть веселыми как дети, любить все создание Божие: [...] каждый листик, каждый луч (...] животных» и т. д.— Ф. М. Достоевский. Поли. собр. соч. Т. 14. Л., 1976, с. 265, 275, 290, 289.
72 М. В. Нестеров. Давние дни. Уфа, 1986, с.
73 М. В. Нестеров. Письма, Л., 1988, с. 134.
74 Сергей Глаголь и Игорь Грабарь. Исаак Ильич . Жизнь и творчество. М., 1913, с. 79.
76 Т ам ж е, с. 10.
76 Цит. по: А. Р о с т и с л а в о в. И. И. . М., 1911, с. 42, 43.
77 Ф. И. Шаляпин. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 1989, с. 102.
78 С. В е р м е л ь. Исаак Ильич , его жизнь и произведения. М., 1902, с. 10.
79 Цит. по: А. Ростиславов, с. 30.
80 Коровин.
81 К. А. Коровин вспоминал, что главным и постоянным девизом а были слова: «Надо правду! [...] правду сердца!»
82 А. Ростиславов. . М., 1911, с. 15.
83 Е. Киселева. «Среды» московских художников. Л 1967, с. 83.
84 Борис Асафьев (Игорь Глебов).Русская живопись. Мысли и думы. М., 1966, с. 19.
86 , с. 46.
86 Коровин, с. 55.
87 А. Ростиславов. . М., 1911, с. 15.
88 «Троица» Андрея Рублева. Антология. М., 1988, с. 116. Подобная «перекличка через века» с творчеством великого иконописца в какой-то мере присутствует в русской живописи нового времени, еще, быть может, только у А. А. Иванова, А. Г. Венецианова, П. В. Кузнецова, К. С. Пет- рова-Водкина.
89 Сергей Глаголь, Игорь Грабарь. Исаак Ильич . Жизнь и творчество. М., 1913, с. 80.
90 Очень удачный портрет главы семьи, владевшей этим полюбившимся художнику «дворянским гнездом»,— благородного и умного Н. П. Панафидина, написанный ом (1891), хранится в Тверской областной картинной галерее.
91 М. М. Пришвин. Зеркало человека. М., 1986, с. 212.
92 М. В. Нестеров. Давние дни. Уфа, 1986, с. 409.
93 , с. 46.
94 Там же, с. 41.
95 Там же, с. 61.
96 Как пример влияния картины а на современную поэзию можно привести строки малоизвестного, но одаренного поэта А. П. Кугушева:
Грозны тучи сошлись непокорно.
Небо закрыли и свет.
Умер, исчез в темноте этой черной Проблеск, проблеска нет.
Но не боюсь темноты я ужасной.
Что-то в душе мне твердит.
Что наверху, там, за тучами, ясно Вечное солнце горит...»
А. П. Кугушев. Стихотворения. М., 1896, с. 22.
, с. 89.
98 Цит. по: А. Церетелев. Эстетика Шопенга.эра. Спб„ 1890, с. 15, 16.
99 А. П. Чехов. Собр. соч. Т. 10, М., 1977, с. 133. Завершая ряд аналогий и «типологических соответствий» картине «Над вечным покоем», можно привести еще один пример из поэзии уже XX века — строки из стихотворения упоминавшегося уже А. Л. Чижевского — замечательного ученого «планетарного» масштаба, создателя космической биологии и поэта:
Все та же высь и ширь земная И даль — синеющая даль.
Неотвратимая, родная Тысячелетняя печаль.
Звено бессчетных поколений Люблю тебя. Земля моя.
Предел несбыточных стремлений И тщетных странствий бытия...
Цит. по: Музы в храме науки. М., 1982, с. 231. too
вообще исключительно чутко слушал и передавал музыку движения, звучание взаимодействия земных и небесных элементов. Как писал А. Швейцер, «мыслящий человек, наблюдательно воспринимающий повседневные явления природы, воспринимает их как величайшие чудеса [...1 Всевозможны глаголы, такие, как «просыпаться, вздыматься [...] возноситься [...] торопиться...» — всегда повод для музыкального мотива или «богослужения красками».— А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М., 1963, с. 388.101 В русской живописи второй половины конца XIX века натюрморты а сопоставимы по качеству и «звучанию» лишь с «натюрмортами» элементами в работе В. А. Серова «Девочка с персиками» и некоторыми натюрмортами К. А. Коровина.
102 Цит. по: , с. 135.
103 Там же.
1И Там же.
105 М. В. Нестеров. Далекие дни. Уфа, 1986, с. 411.
106 , с. 159.
107 Там же, с. 96.
108 К. А. Тимирязев. Фотография и чувство природы. М„ 1895, с. 237.
109 А. Н. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. Спб., 1902, с. 229.
110 С. П. Дягилев — «Мир искусства» [Спб.,], 1900. Т. 4, с. 29, 30.
111 К. Ф. Ю о н. Об искусстве. М., 1959. Т. 2, с. 225.