Левитан. Русские живописцы XIX века. 1992. Автор: Владимир Петров
И хотя бытовое положение
а еще долго оставалось крайне бедственным (он порой голодал, ночевал на чердаке, и среди его товарищей буквально ходили легенды о его невеселых приключениях), уже первые самостоятельные работы художника показали всю глубину и серьезность усвоения им уроков учителей и силу лиризма, присущего его таланту.Самые ранние из известных нам картин ВечерВечер. 1877Холст, масло, 71,2 x 53Государственная Третьяковская галерея» (1877, ГТГ), «Осень. Дорога в деревнеОсень. Дорога в деревне. 1877Холст, масло., 66 x 44Государственная Третьяковская галерея» (1877, ГТГ), «Ветряные мельницы. Поздние сумерки» (конец 1870-г гг., ГТГ) — имеют в основном грустный, сумеречный характер, заставляющий вспомнить, что в период, когда они были написаны, юного художника постигла горечь сиротства. Их глуховатый колорит, несколько монотонная серокоричневая гамма, сами мотивы явно напоминают драматические пейзажные фоны перовских картин и произведения элегической линии, жившей в творчестве а и представленной прежде всего изображениями болот, вечерних сумерек и пейзажами, в которых любимая ым Волга являлась в пасмурные тусклые дни ( очень любил картину а «Могила на Волге» и по-своему претворил свои впечатления от нее в зрелом творчестве).
а — «Но при всей близости к творчеству учителей, следовании их принципам — прежде всего светотеневой живописи, а так же при известной скованности, ученической тщательности исполнения, эти работы
а отнюдь не несут на себе печати вторичности, подражательности и вызывают ощущение подлинности чувства природы и глубоких переживаний художника. Быть может, особенно выразителен в этом плане пейзаж с ветряными мельницами, проникнутый чувством глухой тоски. Кажется, что художник смотрит на причудливые очертания силуэтов мельниц, смутно виднеющихся в сумерках, почти как на живые и пугающие существа, испытывая тревожно-неопределенные предчувствия (сравнение современных духовных, художественных поисков с борьбой Дон-Кихота с ветряными мельницами не раз возникает в письмах а в позднейшие годы).Но есть среди самых ранних из сохранившихся произведений
а и картина, в которой живет светлая радость,— «Солнечный день. Весна» (1877, частное собрание, Москва). В этой обаятельной работе еще очень близок у, и изображение деревенского уголка, где рядом с избой и сарайчиком под деревьями уютно и хлопотливо копаются в покрытой новорожденной травой земле куры, напоминает композицией и самим духом такие замечательные работы его учителя, как «Домик в провинции» (1870-е гг., частное собрание, Москва) и «Дворик» (1870-е гг., ГТГ).В последующих же работах
а стали со все большей очевидностью проявляться и оригинальные, неповторимые качества его таланта и исканий.М. В. Нестеров вспоминал впоследствии, что в 1879 году на ученической выставке (подобные выставки проводились при очередных московских экспозициях передвижников по инициативе Перова, и Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея» (1879, ГТГ).
регулярно в них участвовал) как «некое откровение» был воспринят неоконченный пейзаж а «Симонов монастырь», отличавшийся тонкостью и поэтичностью живописи (к сожалению, его нынешнее местонахождение неизвестно). В 1880 году на ученической выставке появилась и картина, уже в полную меру показавшая значительность таланта юного художника, подлинно новаторская по своей лирической образности и живописному решению — «В этом совсем небольшом, камерном полотне впервые прозвучали специфически «
овские» интонации, была достигнута, пожалуй, небывалая для русской живописи мера сочетания этюдной естественной непосредственности изображения осеннего пейзажа и поэтической проникновенности, одушевленности не только мотива, но и самой живописной ткани картины.Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой идет, предавшись грустным думам, молодая женщина в черном, художник сумел наполнить свою картину элегически-мягким, печальным и каким-то тихим чувством поэзии осеннего увядания и человеческого одиночества, которое несет в себе не столько сама изящная фигурка (известно, что она была написана товарищем
а по Училищу Николаем Чеховым — братом писателя и талантливым художником)12, сколько тончайшая гармоничность и эмоциональность цветотональных, композиционно-пропорциональных и линейно-ритмических отношений, «рифм» и «созвучий», которые и создают проникновенный и целостный музыкальный строй картины.Задумчивость и чувство грусти несут в себе и плывущие по пасмурному небу низкие серые облака (замечательная «лирика неба», как говорил композитор Б. Асафьев, отныне всегда будет одним из неповторимых достоинств живописи
а), и словно отуманивающая изображение влажная дымка воздуха, и выразительный контраст темной сизо-зеленой мглы высоких хвойных деревьев и желтизны падающих листьев тоненьких беззащитных кленов, обрамляющих уходящую вдаль и исчезающую за плавным поворотом аллею. Этот задумчивый, элегический настрой и наполняет созданный ом образ человеческими переживаниями, вызывая ассоциации с лирикой осени в русской поэзии, которую любил и прекрасно знал художник, и в которой так часто в подобных состояниях природы виделись то «грустный взгляд» (И. С. Тургенев), то «та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья» (Ф. И. Тютчев).Конечно, при внимательном анализе может быть выявлен целый ряд и живописных прототипов образа, созданного в этой картине
ом. Прежде всего сходное изображение усыпанной листьями осенней аллеи можно обнаружить в творчестве а («Аллея», 1870-е годы, частное собрание, Москва), хотя при близости композиций ская работа носит гораздо более объективный характер. Определенные композиционные «прообразы» работы а можно было бы увидеть и в творчестве и (как указал в своем исследовании о е А. А. Федоров-Давыдов) у П. А. Брюллова.