Левитан. Русские живописцы XIX века. 1992. Автор: Владимир Петров
Поленовская живопись, как бы вносившая в русское искусство солнечное «аполлоническое» начало, открывала молодежи новые возможности художественного общения с природой, охватывающего не только зрение, но и все существо человека, позволяющего тем, «кто ощущал полной грудью жизнь воздуха, смены в нем плотности и разряженности и кто всем организмом своим воспринимал волны света и тепла» , передавать свои отрадные переживания.
Чрезвычайно импонировали молодым художникам и внушавшая веру в жизнь ровная бодрость, мажорность поленовских образов и присущее его искусству и самой личности Василия Дмитриевича сочетание утонченного европеизма, аристократического благородства и — демократичности, глубокой, какой-то тургеневской, любви к России и ее природе.
Особенно же значительным стало влияние Поленова на московскую живопись с 1882 года, когда он возглавил один из классов Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором в это время уже не преподавали ни скончавшийся в том самом году Перов, ни больной и неполадивший с начальством
.Творческое внимание к живописи Поленова отразилось в искусстве Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея», в которой может быть усмотрена определенная перекличка мотива и настроения с поленовским «Заросшим прудом». В последующем эти связи становятся еще более очевидными,— как писал С. Лобанов: «Если научил а дышать природой, чувствовать и любить ее «нутром», то у Поленова увидел он ту же природу точно сквозь радужную и звонкую призму»21.
а уже в пору создания картины «От Поленова воспринял
любовь к некоторым мотивам — заросшим прудам, укромным речным заводям, уютным дворикам. Своеобразные «выводы» из композиционных построений ряда поленовских картин (как бы «обнимающих» зрителя сферическим пространством) сделал , разрабатывая свои, включающие смотрящего на картину в ее очеловеченный мир, композиционные принципы. Связала а с Поленовым и личная взаимная симпатия и дружба, а впоследствии (в 1885 году) и совместная работа над декорациями для спектаклей, создававшихся силами участников Абрамцевского кружка и для Мамонтовской частной оперы22.Очень характерный и высоко художественный пример своеобразного поэтического синтеза уроков
а и влияния Поленова являет собой пейзаж а «Дуб» (1880, ГТГ). Довольно близкая по композиции ской картине с аналогичным названием, работа а показывает в то же время свободу, с которой он к этому моменту уже владел поленовскими пленэрными принципами, и несет в себе обаятельный, жизнеутверждающий эмоциональный заряд.Художник замечательно передает атмосферу погожего, солнечного дня, чувство бодрой, радостной силы, которое рождает в нем созерцание стоящего на лесной опушке крепкого дуба со светящимися на солнце яркими листьями, купающимися в нагретом воздухе. Очень точно переданы нежный тон молодой травы у основания дуба, золотисто-оранжевый цвет словно источающих здоровый смолистый аромат сосен справа, игра теней на стволах и ветвях деревьев.
Во многом близка живописи Поленова и такая работа, как «Аллея. Останкино» (1880, ГТГ). Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея», иным, мажорным эмоциональным звучанием, которое несет в себе изображение дорожки парка, ведущей к декоративной вазе, ярко белеющей под звонко синим небом среди сочной зелени подстриженных декоративных кустарников.
насыщает композиционную схему, аналогичную картине «