Левитан Исаак Ильич [1860—1900]

  • Страница №6

Левитан. Русские живописцы XIX века. 1992. Автор: Владимир Петров

Есть среди произведений, написанных Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...ом в начале 1880-х годов, и такие этюды и картины, где основой остается ориентация на достижения А. К. Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан....а (например, «Болото вечером», 1882, местонахождение неизвестно; «Деревенское кладбище», 1882 и другие) и, в какой-то степени, видимо, А. И. Куинджи Куинджи Архип Иванович Куинджи Архип Иванович [1842—1910] Русский живописец-пейзажист. Учился в Общих художественных мастерских в Феодосии (1865-1866) у И.К. Айвазовского, в Императорской Академии художеств (1868-1872). С 1892 — профессор, с 1893 —  действительный член Академии художеств. Участник... и М. П. Клодта (с картиной Клодта 1870 года «На пашне» перекликается пейзаж Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а «Вечер на пашнеЛевитан И. И. Вечер на пашнеВечер на пашне. 1883Холст, масло, 43,3 x 67Государственная Третьяковская галерея», 1882, ГТГ).

В то же время во всех работах Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а этого периода уже с полной очевидностью проявлялись присущие именно его таланту неповторимые черты — совершенно особенная, эмоциональная «светочувствительность» и чуткость к движению, пульсации, неуловимым изменениям в жизни природы, что выражалось, в частности, в тональном и «тембровом» богатстве его произведений.

Очень тонко и многообразно эти качества искусства молодого Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а раскрываются, прежде всего, конечно, в этюдах и картинах, посвященных его любимейшему времени года — весне, различные стадии наступления которой изображены в абсолютном большинстве работ живописца первой половины 1880-х годов.

Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... с одинаковой чуткостью запечатлевал в те годы и только еще предвещающую пришествие весны мягкость влажной оттепели в пасмурный зимний день («Зимой в лесуЛевитан И. И. Зимой в лесуЗимой в лесу. 1885Холст, масло., 55 x 45Государственная Третьяковская галерея», 1885, ГТГ; волк в картине написан другом Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а А. С. Степановым), и остатки сугробов, сереющие среди теплых красок обновляющейся природы («Последний снег. Саввинская слободаЛевитан И. И. Последний снег. Саввинская слободаПоследний снег. Саввинская слобода. 1884Холст, масло, 18,5 x 29Государственная Третьяковская галерея», 1884, ГТГ. В работе чувствуется живое внимание Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а и к достижениям другого его товарища — К. А. Коровина), и «будто пухом зеленеющие» весенние рощи.

При этом он сообщает русскому пейзажу новую (даже по сравнению с Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан....ым) меру глубины постижения души природы. Одна из лучших в этом отношении работ художника — «Весной в лесу» (1882, ГТГ). В небольшой, скромной картине, изображающей тенистый уголок леса, в котором среди зарослей ольхи и ивы поблескивает и журчит вода узкой тихой речки, художник замечательно передает нежность серо-зеленой листвы и желтых искорок ивовых сережек, сквозное кружево тонких веток и словно позволяет нам прикоснуться к какой-то сокровенной тайне поэзии весны, живущей в этом затишье.

В пейзаже «Весна в лесу», в некоторых других работах молодого Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а проявилась и такая особенность его дарования, как совершенно уникальная чуткость и мастерство тональной и «тембровой» разработки зеленого цвета, в принципе одного из самых «неудобных» и трудных для живописцев, поскольку малейшая неточность и «пережим» его в сочетании с другими цветами может вызвать ощущение диссонанса, грубости, фальши.

Определенные трудности в разработке этого цвета жизни, надежды и радости испытывал, по его собственному признанию, даже такой прекрасный колорист, как К. А. Коровин. Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...овское же владение им поистине удивительно. Художник был способен передать в пределах одной картины или этюда бесконечное множество самых тонких его оттенков, «живущих» на солнце и в тени, присущих различным породам деревьев и кустарников, травам, водяной ряске, причем мог запечатлеть не только их окраску, но и ощущение дыхания растений, мягкую вибрацию зеленого цвета в воздушной среде.

И в этом сказывался не только собственно живописный талант Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а, но и, в первую очередь, особый тонус мировосприятия художника, присущее ему «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), сознание связи с природой, связи не только физической, но и духовной.

Известно, что художник и к деревьям относился как к существам, способным чувствовать, болеть, радоваться и тянуться к солнцу в дни весеннего возрождения, грустить, роняя листву перед наступлением холодов, становиться печальными от гнета пригибающего их ветви снега.

Любовь Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а к природе поистине глубока и всеобъемлюща. Он мог неделями пропадать в лесу, подолгу наслаждаться, созерцая особую жизнь, открывающуюся внимательному взгляду на поверхности речного омута или на лесной поляне, страстно увлекался рыболовством и охотой.

Конечно же, охота пленяла его прежде всего (как и многих русских писателей, поэтов и художников — И. С. Тургенева и С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого и Н. А. Некрасова, В. Г. Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....а, К. А. Коровина и других) тем, что давала чувство особой близости к природе, была для него «охотой за своей собственной душой» (М. М. Пришвин). Не случайно самый любимый вид охоты Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а — весенняя тяга, происходящая обычно апрельскими тихими вечерами среди еще лежащих островков снега, журчащих ручьев и уже голубеющих подснежников, предельно обостряющая у охотника, ожидающего полета вальдшнепа, чуткость к каждому лесному звуку, шороху, к цвету и тени.

Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... хорошо знал и любил русскую деревню, глубоко уважал крестьянский труд, и это отразилось и во многих пейзажах, изображающих деревенские улицы и избы, и в такой выразительной работе, как «Вечер на пашне» (1882, ГТГ), где на фоне далей, оранжево-розовых облаков и голубизны неба контражуром рисуется фигура крестьянина, идущего за запряженной в плуг лошадкой, ведущего борозду по склону пологого холма.

С 1884 года, когда Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... закончил обучение, он начал участвовать в передвижных выставках, и его работы имели успех у подлинных ценителей искусства, выделяясь своей эмоциональностью, живой игрой цвета. Они были, по воспоминаниям современников, небывало «нежны, свежи и одновременно ярки [...] по сравнению с [...] пейзажами корифеев»23. При этом эмоциональной доминантой их была отнюдь не «тоска», «грусть», которые так часто излишне связывались в расхожих представлениях с его искусством позднее.

Несмотря на то, что тяжелые жизненные обстоятельства, бедность и бездомность, конечно же, наложили свой отпечаток на характер Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а, в быту часто казавшегося печальным, разочарованным, и уже в годы обучения у него начала развиваться неврастения, отнюдь не «угрюмство», по выражению Блока, было «сокрытым двигателем», определявшим содержание его искусства и в 1880-е годы, и позднее, а радость — радость творчества, «открытия в природе прекрасных сторон души человеческой» (М. М. Пришвин).

В замечательных воспоминаниях К. А. Коровина, рассказавшего об ученических годах Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а, о совместной работе и развлечениях, есть немало свидетельств той жизнерадостности и самозабвенной, в буквальном смысле до слез, любви к природе, которые были присущи тогда Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...у, несмотря на все невзгоды, страдания и порой настигавшие его приступы меланхолии, тоски.

Так, очень выразителен в этом плане рассказ Коровина о том, как однажды они с Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...ом увидели, что «у пригорка за городом, где внизу блестел ручей [...], расцвел шиповник и большие кусты его свежо и ярко горели на солнце, его цветы розовели праздником весны». Коровин вспоминает:

«Исаак,— сказал я,— смотри, шиповник, давай помолимся ему, поклонимся.

И оба мы, еще мальчишки, стали на колени.

Шиповник! — сказал Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ..., смеясь.

Радостью славишь ты солнце,— сказал я,— продолжай, Исаак...

...и даришь нас красотой весны своей.

Мы поклоняемся тебе.

Мы запутались в импровизации, оба кланялись шиповнику и, посмотрев друг на друга, расхохотались...»24.