«Мелколесье. Степь и дали…». 2018. Автор: Решетникова Анна
Член Союза художников, ранее выпускница, а сейчас уже и преподаватель Академии художеств им. И. Репина
рассказала мне о том, чем ей близка этюдная живопись. Путь к завершенному холсту, по словам Людмилы, обязательно идет через творческий поиск, многочисленные наброски и этюды. Бывает так, что хороший этюд сам становится полноценным произведением. Думается, что мастер сам должен решать, на каком этапе работы ставить подпись. По моим наблюдениям, в творчестве Людмилы этот момент наступает, когда этюдная незавершённость на законченном произведении уже преодолена, но живость и выразительность сохранена и приумножена. Особенно это видно в пейзажных работах художника и неслучайно это её любимый жанр. В аутентичности изображений российской глубинки сомневаться не приходится – Людмила регулярно наблюдает её и когда приезжает погостить на свою малую родину – Краснодарский край, и когда путешествует на север России. География пленэров довольно большая, есть и зарубежные поездки, в основном в составе творческого объединения «Аврора».ПейзажОкраина. Холст, масло, 70 x 115и в исполнении Людмилы разноплановые и разнохарактерные: от уютных станиц юга России до почти бескрайних просторов беломорского побережья. И в каждом – свои поставленные и решённые художественные задачи, но непременно с опорой на традиции реалистической живописной школы. Тем не менее, работа в окружении природы если не диктует, то подсказывает художнику наилучший (и весьма удачный) способ её передачи. Импульсивные широкие мазки и ведение письма на сближенных полутонах, гармонично подобранные оттенки вкупе с крупными форматами композиций складываются в достоверные пейзажные мотивы, но не без живописной условности, что мы встречаем в искусстве импрессионизма. Так, отсутствие жёстких контуров буквально «освобождает» форму, позволяя ей «вырваться» из границ холста. Расширяется и наше представление о деревне не только как о носителе народной традиционной культуры, но и как невероятно живописном месте на земле. И главная заслуга в этом – у художника-пленэриста, выбравшего полуденное время для натурных этюдов, чтобы на конечном живописном результате суммировать весь свой наблюдательный опыт.
Но реалистичная передача действительности – это не конечная и далеко не единственная цель художника. Все его пейзажи объединяет некоторое эстетство, объясняемое любованием малым и внешне неприметным, неярким и не бросающимся в глаза. В частности, запечатлены узнаваемые для наших соотечественников сельские задворки и дороги, деревенские постройки и домашний скот. Ещё колоритнее в картинах выглядят жители глубинкиЖители побережья. Холст, масло, 200 x 100, словно сошедшие с полотен в духе сурового стиля и данные художником фактически в человеческий рост. Есть в их облике что-то монументальное, непоколебимое и крепкое. В их лицах едва ли угадываются портретные черты, но их образы являются скорее собирательными, и написаны обобщёнными, крупными цветовыми пятнами.
Не столько красота, сколько захватывающая дух суровость прочитывается в работах. Размер холста позволяет это передать максимально – метр и более по широкой стороне. По словам
, строгой системы в творчестве она старается избегать: «Некоторые из этюдов я впоследствии закрашиваю, а некоторые оставляю. Важен отбор, умение критически оценивать свой труд». Иногда Людмила дописывает удачный этюд, осознавая риск упустить первое и яркое впечатление, отраженное на холсте. Художник словно ищет баланс между стремлением успеть «выхватить» момент из переменчивой природы и желанием усилить этот эффект, через его перенос на большое полотно. И этот баланс, надо заметить, находит.Искусствовед Решетникова Анна