Михаил Гермашев в собраниях русских коллекционеров. 2016. Автор: Станислав Кузнецов
Имена русских коллекционеров произведений искусства широко известны — это семьи Третьяковых, Морозовых, Рябушинских, Терещенко, Ханенко. Однако многие из меценатов и обычных собирателей остались в истории незаслуженно забытыми. А ведь благодаря коллекционерам и их собраниям мы можем сегодня вспомнить о творчестве малоизвестных и даже забытых художников, сохранить их наследие от забвения и физического уничтожения.
Картины известного русского художника начала XX века
(1867–1930), приобретенные когда-то богатыми людьми, затерялись сегодня в запасниках музеев и крайне редко находятся в постоянных экспозициях или принимают участие в выставках. Однако эти произведения представляют не только художественный, но и научный интерес, ведь с каждым полотном связаны определенные этапы творчества художника, а также судьба владельцев картины и еще — никогда не повторяющаяся история ее бытования в семьях, вплоть до поступления в музей.
Купец, владелец текстильных фабрик и нескольких доходных домов, Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) до конца своей жизни пополнял собрание галереи работами как художников старшего поколения, так и произведениями молодых талантливых живописцев. В последние годы это были большей частью воспитанники Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), среди них и
.
С творчеством Снег выпалСнег выпал. 1897Холст, масло., 91 x 127Государственная Третьяковская галерея» получила премию имени Н.С. Мазурина «за жанр из русского быта», а сам художник — вознаграждение в размере 200 рублей. Вскоре, в апреле 1898-го, Третьяков приобрел ее у художника за 300 рублей .
а Павел Михайлович Третьяков был хорошо знаком: коллекционер принимал активное участие в деятельности Московского общества любителей художеств (МОЛХ), на конкурсе которого 14 декабря 1897 года картина а «
До революции картина «Снег выпал» размещалась в основной экспозиции Третьяковской галереи, рядом с портретом А.П. Чехова, исполненным И.Э. Бразом. Картина была довольно популярной, воспроизводилась в книгах, журнальных статьях, открытках. В настоящее время она по-прежнему хранится в Третьяковской галерее.
Другой московский коллекционер, Иван Евменьевич Цветков (1845-1917), в 1874 году познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для широкой публики, и твердо решил посвятить себя коллекционированию искусства. С 1880-х годов Цветков стал собирать не столько живопись, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. К тому времени он нередко прибегал к компетентным советам П.М. Третьякова.
И.Е. Цветков был знаком и с М. Начало зимыНачало зимы. Холст, масло, 95 × 103Сарапульский музей истории и культуры Среднего Прикамья» Цветков приобрел несколько позже Третьякова, в середине 1910-х. Она не упоминается в Перечне художественных произведений Цветковской галереи, поскольку в коллекцию И.Е. Цветкова поступила в самом конце 1915 года или начале 1916-го, когда Перечень уже был составлен и напечатан . В 1926-м путем распределения из Государственного музейного фонда эта картина попала в Удмуртию и сейчас хранится в Сарапульском музее истории и культуры Среднего Прикамья, в художественно-выставочном комплексе «Дача Башенина».
ым по ряду московских выставок и на конкурсе МОЛХ в 1897 году был одним из членов жюри наряду с художниками В.Д. Поленовым, И.И. Левитаном, В.А. Серовым и А.Е. Архиповым. Картину М. а «
В собрании Государственного Русского музея всего одна картина М.М. Зимний пейзажЗимний пейзаж. Холст, масло, 41,5 х 49Государственный Русский музей». Ее история ведет к коллекции Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918) — государственного и общественного деятеля, историка, писателя, библиофила, коллекционера. В Зеленой гостиной принадлежащего ему Шереметевского дворца, больше известного как Фонтанный дом, находились произведения , , , . Была здесь и работа М.М. а — пейзаж с церковью и выпавшим первым снегом. После революции Шереметевский дворец музеефицировали, и, как Музей дворянского быта, он просуществовал до 1931 года. В том же году часть коллекции, в том числе и картина а, была передана в Русский музей, где хранится и по сей день.
а — «
Одним из удивительных людей своего времени был Федор Акимович Коваленко (1866-1919). Пройдя путь от рассыльного до кассира в бакалейном магазине в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Федор Акимович все свои сбережения и заработки пускал на покупку картин. Особой заботой Коваленко стало приобретение произведений русских художников-современников. Этот интерес пробудила выставка передвижников в 1893 году — единственная, случайно заезжая на два дня в Екатеринодар. Ф.А. Коваленко приобрел для открытой им художественной галереи две картины УсадьбаУсадьба. Холст, масло, 53 х 71,5Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко», участвовавшую в XXX Передвижной художественной выставке, и «В окрестностях ПетроградаВ окрестностях Петрограда. Холст, масло, 49 × 67Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко». Обе эти картины хранятся в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, куда они поступили в 1924 году.
а: «
В Сумском областном художественном музее имени Н.Х. Онацкого есть несколько картин Михаила ИзвозчикИзвозчик. 1890Холст, масло., 40 x 49Сумский художественный музей». Эта картина, изображающая одну из тихих московских улиц конца XIX века, поступила в музей из частной коллекции киевского ценителя искусства Оскара Германовича Гансена (1881 — после 1920). Поляк по происхождению, Гансен вырос в богатой семье, что позволяло ему заниматься коллекционированием предметов искусства и древностей. Многие произведения для своей коллекции Оскар Гансен покупал непосредственно у художников. На основе его коллекции в 1921 году открылся Сумский художественно-исторический музей.
а, среди них — «
В основе собрания Вязниковского историко-художественного музея (Владимирская область), хранящего около ста полотен художников-передвижников и других живописцев конца XIX — начала XX века, лежит коллекция картин Сергея Ивановича Сенькова (1848-1934) — выходца из старинного вязниковского купеческого рода, занимавшегося изготовлением и продажей льняного полотна. Посещая художественные выставки, С.И. Сеньков сумел собрать неплохую коллекцию картин: от И.К. Айвазовского до К.А. Коровина. К моменту революции 1917 года она размещалась в Вязниках, в его родовом домеВечер на ВолгеВечер на Волге. Конец XIX векаХолст, масло, 88 х 96Вязниковский историко-художественный музей» (первоначальное название — «К вечеруВечер на Волге. Конец XIX векаХолст, масло, 88 х 96Вязниковский историко-художественный музей»), приобретенная меценатом в конце 1912-го на «Выставке картин русских художников и скульптуры Б.О. Фредман-Клюзель» в галерее Лемерсье в Москве. Это одна из редких сохранившихся картин волжского периода в творчестве художника.
, и впоследствии стала основой открытого в Вязниках в 1919 году музея. В собрании С.И. Сенькова оказалась картина а «
Имел отношение к картинам М.М.
а и Сергей Ефремович Пермяков (1857/8-1930) — самарский купец, городской голова (1914-1916), общественный деятель, библиофил, коллекционер.
Его жена Ольга Александровна Пермякова (1872-1949) хорошо разбиралась в живописи, посещала выставки, на одной из которых — «17-й выставке картин самарских художников», проходившей в помещении Самарского публичного музея в 1909 году, — приобрела в свою коллекцию картину
а «Пейзаж с речкой» («После дождя»). В 1920-е годы эта работа поступила в Самарский художественный музей, где и находится по сей день.
Картина
а «Домик на берегу реки» из собрания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств была передана музею в 1984 году Министерством культуры РСФСР, однако ее первоначальным владельцем был знакомый Михаила а — Петр Иванович Постников (1865-1936), известный московский хирург и спортсмен. В квартире Постникова на Большой Дмитровке находилась коллекция картин русских художников. Частым гостем в семье Постниковых был художник В.Н. Мешков, сосед и хороший знакомый М.М. а. Постников и могли познакомиться на «Средах» у В.Е. Шмаровина, ведь оба были членами этого московского художественного кружка, а картиной отблагодарил врача за оказанные медицинские услуги, как это сделал в те годы В.Н. Мешков.
Одним из людей, владевших картинами
а, был художник и педагог Николай Павлович Шлеин (1873-1952). Он родился в Костроме в мещанской семье. Шлеин успешно учился в МУЖВЗ, получив в 1892 году за рисунок «Кисть руки» премию П.М. Третьякова. В коллекции художника оказались две ранние работы а, которые неизвестны широкой публике, — рисунок «Одевающийся украинец» (1893) и «Старик в очках» (1894). Очевидно, эти картины были подарены Н.П. Шлеину самим ым, с которым они вместе учились в МУЖВЗ в начале 1890-х. Сейчас два этих произведения хранятся в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, который в 1952 году принял большую часть коллекции Н.П. Шлеина.
В собрании Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева хранятся две работы М.М. Осенний пейзаж с домикомОсенний пейзаж с домиком. Холст, масло, 53 x 71Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева» — в 1917 году участвовала в «9-й выставке картин, рисунков, скульптуры сибирских и столичных художников» в Иркутске под названием «Вечер». После этого она несколько лет принадлежала Моисею Яковлевичу Лейбовичу (?-1940). В коллекции этого библиофила и коллекционера, сына иркутского купца, помимо картины а имелись произведения , В.Д. Орловского, .
а. Одна из них — «
Другая картина ДворикДворик. Холст, масло, 65 х 53Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева» — поступила в музей в 1968 году от Николая Кирилловича Величко (1902 — середина 1990-х) — простого иркутского инженера, получившего коллекцию произведений русских и европейских мастеров по завещанию от своего дяди — Валериана Вадимовича Величко (1874-1956), известного кремлевского врача. В дореволюционные годы Величко бывал на знаменитой Сухаревке, где продавались картины, а в годы советской власти собирал их через комиссионные магазины и у частных владельцев. Зная страсть врача, его пациенты — художники, актеры, писатели — дарили свои произведения. Среди них были полотна братьев В.М. и ых, а, , и др.
а из иркутского собрания — «
До революции богатые промышленники иногда специально заказывали Старая Москва. Улица АрбатСтарая Москва. Улица Арбат. Начало XX векаХолст, масло, 48,5 х 69Музейное объединение «Музей Москвы»» из Музея Москвы заказана одним из богатых москвичей того времени. Знали и интересовались творчеством художника и представители царской фамилии — так, одна из картин а была в коллекции великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918).
у пейзажи и московские виды. Так, считается, что известная работа «
От частных коллекционеров в советское время в музеи поступило около десятка произведений
а. Картина «Новоспасский мост. В марте» из Музея Москвы, показанная на XXXI Передвижной художественной выставке, до 1951 года принадлежала Нине Александровне Арнинг (1894 – начало 1980-х), певице, вдове московского юриста и близкого друга И.С. Остроухова — Казимира Федоровича Арнинга (1885-1952), собравшего интересную коллекцию живописи .
Картины
а находились в доме американского композитора российского происхождения, четырехкратного обладателя премии «Оскар» Дмитрия Зиновьевича Темкина (1894-1979), собиравшего живопись и рисунки русских художников.
Произведения М.М. Пейзаж с церковьюПейзаж с церковью. Холст, масло, 115 х 126Московский педагогический государственный университет» — происходит из коллекции Владимира Петровича Потемкина (1877-1946), советского дипломата, первого заместителя народного комиссара по иностранным делам СССР, народного комиссара просвещения РСФСР. В его коллекции картина хранилась до 1946 года, а затем стала собственностью университета.
а хранились и в домах крупных советских дипломатов. В музее Московского педагогического государственного университета (МПГУ) можно увидеть две картины а, одна из которых — «
К творчеству М.М.
а проявляли интерес богатые меценаты, люди известных фамилий и провинциальные коллекционеры. Все они любили Россию и старались собрать для себя предметы, дорогие сердцу. В этом отношении живопись Михаила а удовлетворяла их взыскательным вкусам: зимние пейзажи, виды на Волгу, тихие городские улочки и дворики, сельские уголки, жанровые сцены... Художник сохранил в своих картинах мирный уклад дореволюционной жизни России, за что был любим почитателями русской живописи.Источник: www.tg-m.ru
1. Николай Сергеевич Мазурин (1841-1888) - представитель многочисленного купеческого рода Мазуриных, занимавшихся производством и торговлей текстильными товарами. В память Н.С. Мазурина была учреждена не только художественная премия Московского общества любителей художеств, а также открыт Детский сиротский приют на Большой Царицынской (ныне Большой Пироговской) улице в Москве.
2. Копия письма попечителя Городской художественной галереи имени П.М. и С.М. Третьяковых на имя городского головы князя В.М. Голицына от 18 апреля 1898 // РГАЛИ. Ф. 646. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 1.
3. Архивные документы Центрального хранилища Государственного Музейного фонда (ЦХ ГМФ) при Отделе музеев Наркомпроса РСФСР // РГАЛИ. Ф. 686. Оп. 1. Инв. книга №3 (I отделение). Ед. хр. 78. Л. 144-145
4. ТельчаровАД. Меценат из Вязников // Отечественные архивы. 1995. №6. C. 84-85.
5. Кострыкина И. Коллекция раскрывает тайны // Мир музея. 2003. №5. С. 40-45.