Молодые мастера и мастерство. 1968. Автор: А. Дегтярь
Приход нового поколения в искусство не означает только появление более молодой возрастной группы художников. Он всегда связан c возникновением самобытного образного претворения жизни, самостоятельных художественных концепций и идей. В конечном счете, главная проблема всесоюзной выставки «Молодость страны» состоит в ответе на вопрос, что же перед нами: действительно своеобразное явление нашей изобразительной культуры или экспозиция, вся специфика которой лишь в том, что возраст ее участников не превышает тридцати пяти лет? Пытаясь под этим углом зрения разобраться в тенденциях и направлениях искусства молодых, сразу же сталкиваешься со своеобразием их взгляда на мир, проявившемся в ряде работ в глубоких раздумьях о жизни, остром чувстве времени, в желании говорить со зрителем всерьез.
В произведениях молодых живописцев и графиков нашли отражение самые различные проблемы и явления. В первую очередь, — это тема труда, которая трактуется широко, как основная сфера человеческой деятельности: производственные процессы, достижения науки и техники, освоение космоса; это — обличение войны, борьба за мир, словом, события, волнующие в наши дни все человечество. С особым пристрастием молодые изучают духовный мир человек как процесс творчества с его противоречиями и открытиями; сложность человеческих отношений; восприятие природы; повседневность бытия — всю огромную совокупность индивидуального и общественного опыта.
Во многих, лучших работах, широте охвата жизненных явлений соответствует ассоциативно-метафорический ход образного мышления, стремление к всеобъемлющему «надсобытийному» характеру изображения, когда художник, обращаясь к конкретному явлению, пытается дать зрителю представление о своих эстетических позициях, мироощущении, отношении к традициям. В результате вокруг изображаемого мотива возникает своеобразное «смысловое поле», определяющее художественное единство произведения, являющееся его контекстом, в котором всякая деталь получает точный смысл.
В произведениях Д. Джумбаева подобным контекстом становится философское обобщение, «поднятие» факта до уровня символа, выражающего определенную идею. Замедленные движения героев картин, остановившееся, словно «вечно длящееся» время, отсутствие броских этнографических примет места действия — все говорит о желании не просто запечатлеть характерный момент, но выразить его глубинное значение, постигнуть связь времен.
Со сходным стремлением придать непреходящий характер конкретному событию, показать его значительность мы сталкиваемся в полотне Г. Стэпан «Источник», где изображенная группа женщин одновременно являет собой и собирательныи национальный тип, и различные стадии одной человеческой жизни.
В целом ряде картин очевидно желание передать самое движение авторской мысли. Так, в триптихе «Рабочий день на острове» пластическое мышление идет по разветвленным ассоциативным ходам: напряженная динамика стройки отражается и в многоярусной пространственной архитектонике, и в движении сменяющих друг друга изобразительных метафор — реальности и воображения. Свойство памяти вырывать из тьмы забвения яркие события прошлого оказывается материализованным в картине грузинского живописца «СаженцыСаженцы. 1975Холст, масло», где фигуры людей, словно выхваченные прожектором из густой синевы фона, воспринимаются как светлые воспоминания детства.
Создавая образ, художник может обращаться и к чисто литературным ассоциациям зрителя, как это делает Л. Дульфан в цикле произведений, посвященных жизни моряков, звучащих острой ностальгией по романтике моря, юношеской тоской по «голубым городам».