Может ли художник быть патриотом? О живописном творчестве Василия Худякова . 2017. Автор: Решетникова Анна
«Я считаю себя патриотом», – заявляет
, представитель южно-уральской школы живописи, ныне проживающий в Москве, – иначе не будет истории и культуры как таковой». Тем не менее, без излишней голословности, художник показывает зрителю любовь к родной стране через своё творчество. Для зарисовок он выбирает исключительно российские пейзажи, общение с которыми у него происходит в пленэрных поездках. И искусство в данном случае выступает выразителем натурной красоты, переживание которой остаётся за зрителем.Её художник наблюдает в определённый отрезок времени, когда ясный день сменяется вечерними зорями, тени становятся отчётливее, но последние лучи солнца словно сопротивляются наступлению первых сумерек. В этом пограничном состоянии он видит особое, необъяснимо тонкое природное свойство, для передачи которого без живописного опыта и любви к месту не обойтись. И в первом, и во втором случае живописец движем внутренним избирательным чутьём в изображении уголков среды, скрытых от посторонних глаз. Расположившись с этюдником и красками в уральских, подмосковных деревнях и сёлах, он лепит корпусным масляным слоем дворовые постройки и каменную храмовую архитектуруКоломна. Вечер. 2016Холст, масло, 50 х 60 в окружении плотной растительности. Складывается ощущение, что художник и не горожанин вовсе, а местный житель, знакомый с каждой тропой и соседскими избамиСело Кын. Утро. 2016Холст, масло, 85 х 130. И поленья дров нарублена им, и деревня ему, как может показаться, родная. Но обмана нет, художнику она действительно родная, но по духу. Ему близок и понятен физический труд человека, своими руками создавшего быт. А частые выезды на пленэры и профессиональная насмотренность только укрепили его художественные приоритеты с принципами письма «здесь и сейчас», под открытым небом.
Как правило, работу Василий выполняет если не в один, то в 2–3 сеанса, но обязательно на воздухе. Загородные виды и образы деревень, в которых он останавливался, были написаны им в сложных оттенках. Связующим выступил один определённый тон: холодный лиловый либо же тёплый, умбровый. При этом цветовые соотношения были подобраны таким образом, что на холстах зазвучали колористические камертоны. В их качестве выступили, например, как освещённые солнцем стены домов, так и ещё не растаявший вокруг них весенний снег. Но главное, что удалось решить художнику с помощью колористической гаммы – это уловить настроение окружающей природы, погрузившейся в сон и воспрянувшей от него. Сырость деревянных брёвен и тяжесть влажного воздуха из реальности он перенёс в живописную плоскость, используя технические возможности масляной техники в том числе. Художник намеренно отказался от применения чистых красок из тюбиков, заглушив их яркость и разбелив их на палитре. Благодаря этому в картине дальний план окутан лёгким туманом, а передний – неявной дымкой.
Очевидно, что Василий показал себя в пейзажном жанре не просто как любящий свою страну художник, но и как колорист. Строгим композиционным построениям он предпочёл формирование объектов кистью, нежели карандашом, крупным размерам холстов – компактные форматы не больше метра по широкой стороне. Ведь его задача как художника – не удивить зрителя эффектностью написанных видов. Не убедить его сменить место своего проживания на бытие за пределами городов. А призвать зрителя отвлечься от суеты и погрузиться в мир тишины и спокойствия, в уединении с которым и рождается настоящая любовь от человека к земле, на которой он вырос.
Искусствовед Решетникова Анна