Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». -0001. Автор: Е.Левенфиш, М.Карпенко, Е.Кириллина, Г.Прибульская
Еще в 1878 году, задумав написать историческую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султануЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей», стал собирать материалы, относящиеся к эпохе Запорожской Сечи, что и послужило началом небольшой коллекции необходимых художнику для работы предметов быта, оружия и одежды запорожских казаков.
Работая над своим замыслом, изучал труды по истории Запорожья, читал книги и пользовался советами известного ученого Д. И. Яворницкого (познакомившись с Яворницким, нашел, что его типично казацкая внешность очень подходит для образа писаря в картине, и просил его позировать).
Яворницкий предоставил в распоряжение художника свою коллекцию предметов запорожской старины. несколько раз путешествовал по Украине, по местам бывшей Запорожской Сечи, сделал там массу зарисовок, писал портреты потомков запорожцев, изучал древности музеев Киева, Екатеринослава (Днепропетровска), а также вещи, находящиеся в частных собраниях, например в собрании В. В. Тарновского в Качановке (сам же хозяин этого имения был изображен в виде запорожца в черной папахе).
«Вообще, он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, — вспоминал К. Чуковский, — что иные из этих картин поистине можно назвать «университетами Репина». После того, например, как он написал «ЗапорожцевЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи, и величайший авторитет в этой области профессор Д. И. Эварницкий (Яворницкий) не раз утверждал, что за время писания своих «ЗапорожцевЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей» приобрел столько знаний по истории украинского «мыцарства»,что он, Эварницкий, уже ничего нового не может ему сообщить».
В результате этой огромной предварительной работы у оказались десятки альбомов с набросками типов запорожцев, их оружия, одежды, утвари. Художник очень ценил эти рисунки, редко показывал их и стал продавать только в конце жизни, когда был в стесненном материальном положении. После его смерти оставшиеся альбомы были разрознены и проданы. Сейчас почти все они находятся за рубежом.
В поисках наибольшей выразительности персонажей своих картин иногда оставлял кисть и карандаши и брался за лепку. Так, им живо и темпераментно были вылеплены из серой глины небольшие фигурки запорожцев. По свидетельству В. И. Репиной, художник исполнил эти скульптурные этюды одновременно с живописными в 1879 году. До наших дней сохранялись только три фигурки, правда, уже без голов и рук, но мы легко в них узнаем казаков, изображенных в картине. Эти скульптуры стоят на столе рядом с так называемым «шаляпинским» диваном.
Во время работы над «ЗапорожцамиЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей» мысли художника были настолько поглощены сюжетом, что даже в часы отдыха, занимаясь с детьми, он не мог не думать о картине. В своем воображении как бы «переселялся» в Запорожскую Сечь. Дочь художника вспоминала как они играли, нарядившись в украинские костюмы: отец был Тарасом Бульбой, она, Вера — Остапом, а Надя — Андрием. Сына своего даже собирался изобразить в картине. «Моему маленькому брату Юре выбрили голову и оставили чуб, на круглой голове его сначала висел «аленький, а затем вился длинный «оселедец», который он заматывал за ухо, — писала Вера Ильинична. —И костюм ему сшили: желтый жупан с откидными рукавами, когда крестный его Мурашко привез ему
малороссийскую рубашку и шаровары. Жупан ему дали заносить, чтобы походил больше на настоящий».
Сейчас в мастерской над маленьким окошком, как и при , висит рисунок, изображающий мальчика с чубом, завернутым за ухо. Это портрет Юрия Репина.
У камина, на стене, на украинской плахте (их сохранилось несколько в «Пенатах») висит старинное оружие — кривая турецкая сабля с красивой изогнутой рукояткой бледно-зеленого рога и фитильное ружье, тоже восточного, турецкого происхождения. Его металлические части богато орнаментированы золотой таушировкой. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы.
Ниже на подставке лежат ножны к саблям и шашкам, кожаная фляга для вина, кисет из кожи с бахромой и самодельные ножны для двух ножей. К подставке прислонен любимый музыкальный инструмент запорожцев — торбан ( ошибочно называл этот инструмент бандурой). Он изображен в картине «Запорожцы». Под аккомпанемент этого инструмента пели в «Пенатах» старинные украинские песни и «думки». Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобеняк з видлогою»—верхняя одежда запорожских казаков. Она сшита из белого домотканого сукна.
В углу, над запорожскими вещами, висит турецкий флаг из зеленой материи с цветными аппликациями. Он, видимо, понадобился при работе над картиной «Конец Черноморской ВольницыКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание».
Справа на выступе стены помещен небольшой круглый барельеф из обожженной глины. Его сделал украинский мастер Василий Поросный из местечка Опошня, которое известно своими гончарами. Этот барельеф представляет собой свободную интерпретацию сюжета репинской картины. очень трогало это самобытное произведение простого народного умельца, и уже в поздние годы, незадолго до смерти, он с восторгом писал своему другу Д. И. Яворницкому: «Еще один мой приятель привёз мне из Полтавы, где он на ярмарке купил скульптурную копию с известной моей картины, (в Музее Александра III), природного украинца с моих «ЗапорожцевЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей».— Этот украинец не рабски копировал з москаля: вип тильки взглянув орлиным оком, где-нибудь, на мою картину и, зразу побачив, що «москаль» не все встрапив в казацкой ухватки... Украинец, оце, тут же и поправив. (Оригинал его у меня.) И я всякий раз «дивлюсь» на цюю скульптуру с любовью и умилением: каждый тип моей картины — ридный украинец, с глубоким знанием предмета, поправил все мои недочеты и нехватки в характерах...»
Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Конец Черноморской ВольницыКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание». Сюжет картины вновь черпает из истории Запорожья, из жизни свободолюбивых казаков. На этот раз они изображены после очередного набега на турецкие берега. Около семи лет трудился над этим полотном, закончил его в 1908 году, а в 1909 году показал на 37-й Передвижной выставке. Картина привлекла внимание, вызвав как положительные, так и целый ряд отрицательных отзывов. После выставки взял ее в мастерскую и еще раз переписал, изменив многие типы казаков, положение фигур и композицию.
«Черноморская ВольницаКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание» — характерный пример того, как работал над своими произведениями. Он редко бывал ими удовлетворен и почти каждое переписывал по нескольку раз. «Если на каком-либо холсте, скажем, восемь фигур, то, в самом деле, — писал Чуковский, — их восемьдесят или восемь раз восемьдесят. А в «Черноморской ВольницеКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание», в «Чудотворной иконе», в «Пушкине на экзамене» он у меня на глазах переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить губернский город».
Картина «Черноморская ВольницаКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание» и этюды к ней были проданы в ,1919 году художнику-любителю В. Ф. Леви. В настоящее время это произведение находится в одном из частных собраний Швеции. О нем напоминает лишь фотография, запечатлевшая художника в только что отстроенной мастерской перед своей картиной. В Пенатах сохранился один этюд к этой картине — «Молящийся запорожец». Он стоит на мольберте.
Задумав написать «Черноморскую ВольницуКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание», стал собирать недостающих исторический материал и вспомнил о знамени запорожцев, копия с которого, исполненная Д. И. Яворницким, у него была, а затем затерялась. Узнав от Яворницкого, что это знамя находится в Эрмитаже, в 1904 году просил сына скопировать его. Юрий Репин изобразил центральную часть знамени: на малиновом фоне посредине — корабль — знаменитая запорожская «чайка» с фигурами запорожцев. Эту работу можно видеть на стене, рядом с большим окном. она очень нравилась, и в письмах он не раз называл ее «прекрасной» и «добросовестной». Уже в глубокой старости, когда художник ещё раз вернулся к запорожской теме в картине «ГопакГопак. 1927Холст, маслоЧастное собрание», копия знамени ему снова пригодилась.
«Теперь на досуге, — писал он в 1929 году Яворницкому, — при внимательном изучении этой совершенно точной копии я вижу, что все это портреты с натуры. И каждое лицо представляет для меня оригинал — казака-запорожца. ..»
Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия Репина. Возможно, что это автопортрет. Он не имеет ни даты, ни подписи, но его следует отнести к 1919 году, так как существует датированный портрет Юрия в той же позе и в том же костюме, написанный
.
Работал самозабвенно, часто совершенно забывая об отдыхе. Это юношеское увлечение работой сохранилось у него до конца жизни. «У нас теперь позирует голеньким мальчик Эдя, Хильмин брат. Какое счастье писать с натуры тело!» — сообщает он своей дочери Вере в 1918 году. И в 1921 году той же Вере: «В мастерской тепло; у меня теперь натурщик, молодой человек, пишу с него nature vivante. Как интересного!»
Один из этюдов мальчика Эди находится в простенке у третьей лесенки, ведущей в летнюю мастерскую.
В 1910 году он создает портрет Чуковского, который позировал для картин «Черноморская ВольницаКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание», «ДуэльДуэль. Вариант одноименной картины (1896, частное собрание, Нью-Йорк). 1897Холст, масло, 52.8 x 104.5Государственная Третьяковская галерея», «А.С.Пушкин в ЛицееА.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. 1911Холст, масло, 123.7 x 195.5Всероссийский музей А.С. Пушкина».
Познакомившись с Маяковским, услышав стихи поэта, сказал, что хочет написать его портрет. «Это было, — как вспоминает Чуковский, — самое приятное, что мог сказать любому из окружавших его».Однако на этот раз художник" не учел строптивого характера своей модели и имел неосторожность восторгаться «вдохновенными» волосами Маяковского. Не желая, чтобы на репинском портрете его чертам было придано ненавистное ему выражение «не от мира сего», Маяковский по дороге к на сеанс зашел в парикмахерскую и наголо обрил себе голову. , увидав бритоголового Маяковского, был так огорчен, что отложил в сторону большой холст, приготовленный для портрета, и написал с него только небольшой этюд. Этот этюд он использовал при доработке картины «Черноморская ВольницаКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание», а в 1930 гиду отправил в Нью-Йорк для продажи. Сейчас местонахождение этюда неизвестно.
Из «Пенатов» несколько раз выезжал к Толстому в Ясную Поляну. Обычно он привозил оттуда начатые портреты писателя. В 1909 году он заканчивал в «Пенатах» портрет Толстого в розовом кресле. На фотографии (на площадке лестницы, ведущей в летнюю мастерскую) группа гостей запечатлена около этого произведения.