Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». -0001. Автор: Е.Левенфиш, М.Карпенко, Е.Кириллина, Г.Прибульская
любил своих детей, и особенно Веру, очень на него похожую внешне, но дети доставляли ему и много огорчений.
Если был великим тружеником, то дети, несмотря на все его старания, выросли людьми, не способными довести до конца однажды начатое дело. В письмах часто звучат горькие слова упрека: «И все вы упорно ничего не ищете, никакого труда, никаких обязанностей не хотите взять на себя... и еще растите и готовите в такие же бедные, обиженные судьбою интеллигентки сомнительного образования,и — никакого гражданского, ни духовного воспитания».
Сын Юрий учился в Академии художеств. Он был способным живописцем, некоторые его картины получили награды на выставках. Среди большого количества работ, оставшихся после него, есть талантливые. Например, «Пейзаж», который висит в гостиной над дверью на зимнюю веранду. Но человек со странностями, психически неуравновешенный, Юрий в большинстве случаев хорошо начатые этюды завершить не мог и ничего значительного так и не создал.
Вера Ильинична никак не могла найти подходящего занятия, хотя охотно поддерживал любые ее начинания. Она мечтала об актерской деятельности — он помог ей устроиться на сцену Александрийского театра; она пробовала петь — он предоставил ей возможность учиться пению; она стала заниматься рисованием — работал с ней в своей мастерской. Но все это ничем не кончалось, и тогда , разочарованный, писал ей: «Подумай, Вера, серьезно, еще не поздно, для т е б я.. и постарайся, изо всех сил, взяться за полезную деятельность». Несколько позже он обращается к ней более сурово: «Надо не иметь совести, чтобы вечно жить бесполезным трутнем и болтаться по чужим дворам! Это позорная профессия — приживалки — опомнись. Это разврат души и баловство».
Но Вера Ильинична так и не занялась «полезной деятельностью».
"Грустно думать, какая будущность вас ждёт, когда меня не станет",-писал своим детям.
И действительно, после смерти отца они жили, в основном, тем, что поделили между собой и продали почти все работы , которые к 1930 году ещё оставались в Пенатах.
«Грустно, грустно думать, какая будущность вас ждет, когда меня не станет», — писал Илья Ефимович Репин своим детям.
И действительно, после смерти отца они жили, в основном тем, что поделили между собой и продали почти все работы , которые к 1930 году еще оставались в «Пенатах». Картины и большое количество рисунков художника разошлись по разным городам Западной Европы.
Дети Ильи Ефимовича остались за границей и умерли там, всей своей жизнью как бы оправдав слова Анатоля Франса: «Природа, истратившись на гения, отдыхает в его детях».
ЗИМНЯЯ ВЕРАНДА
Восьмиугольная, увенчанная прозрачным шатровым перекрытием веранда почти на две трети стеклянная. Это наиболее ранняя пристройка к дому (1904 г.) вначале служила мастерской. Потом был надстроен второй этаж с удобной большой мастерской, а бревенчатая зимняя веранда обшита досками и окрашена. Стены ее снаружи украсились резными изображениями фантастам ческих зверей.
Веранда, или, как ее часто называли» «киоск», пожалуй, самое светлое помещение дома, хотя и расположена в северной его части. «В нем светло, как в царстве неба», — писал своей ученице .
Из широких стеклянных дверей зимней веранды про-никает яркий свет в гостиную.
«Киоск» был одним из любимых уголков дома. Здесь принимали гостей, пили по утрам чай, а иногда, раскрыв двери и выдвинув из гостиной рояль, устраивали домашние концерты.
В 1930 году веранде было суждено стать местом, откуда Репина проводили в последний путь. Здесь стоял гроб с телом великого художника... Это помещение часто еще называли верандой бюстов, так как вдоль окон стояли скульптурные работы Репина.
Еще в молодости, только поступив в Академию художеств, Репин решил, помимо живописи заняться лепкой, и стал посещать скульптурный класс, что принесло ему большую пользу как живописцу.
Многие художники XIX века обращались к скульптуре при решении композиций картин. Лепил свою «Тайную вечерюТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей» , делал скульптурные эскизы , а Репин исполнил в глине фигурки запорожцев (они сейчас находятся в мастерской Репина) для своей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султануЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей». Часто, работая над живописным портретом, одновременно лепил свою модель. Так, в 1880 году он написал портрет С. И. Мамонтова и исполнил его бюст. Этот бюст находился в «Пенатах», но во время войны был утрачен.
На зимней веранде на прежних местах — три скульптурных портрета работы Репина. Самый ранний из них по времени создания (1881 г.)—бюст знаменитого русского хирурга Н. И. Пирогова.
В 1881 году праздновался пятидесятилетний юбилей врачебной и научной деятельности Пирогова, и он приехал в Москву. Репин добился разрешения писать Пирогова и в течение трех дней исполнил один из самых лучших своих портретов. Тогда же Репин сделал наброски и для бюста хирурга. Когда на 10-й Передвижной выставке в 1882 году художник показал оба портрета Пирогова, то некоторые критики находили, что скульптурный портрет наиболее удачный.
«...Бюст чуть не дышит», — писал редактор «Художественного журнала» Н. Александров.
Пожалуй, никто из художников так много не рисовал и не писал Толстого, как Репин. Увлеченный этой гениальной личностью, он стремился запечатлеть все, что ему было дорого в Толстом. В 1891 году в Ясной Поляне вылепил бюст Л. Н. Толстого. По этому поводу писатель сообщал : «Репин писал с меня в комнате и на дворе и лепил, и лепил и еще лепит.
Репина бюст кончен, чист и хорош, а до сих нор нехорош».
Здесь же стоит еще одна скульптура — портрет Нордман-Северовой. Он вылеплен в 1902 году.
Несмотря на некоторую идеализацию внешности Наталии Борисовны, сумел очень точно передать ее независимый характер. По мастерству и проникновенно-сти этот бюст можно отнести к лучшим скульптурным портретам Репина.
В 1907—1908 годах Репиным был вылеплен еще один женский портрет — Е. П. Тархановой-Антокольской. Жена известного физиолога И. Р. Тарханова, племянница скульптора М. М. Антокольского, она сама была талантливым скульптором-любителем. И в то время, как Репин исполнял ее портрет, Тарханова работала над бюстом Репина. Этот сеанс одновременной лепки был запечатлен на фотографии, а художник К. Я. Крыжицкий написал небольшой этюд, который сохранился и экспонируется в зимней мастерской. Местонахождение этих работ Тархановой-Антокольской и в настоящее время установить не удалось.
В 1880 году в Абрамцеве известным живописцем был выполнен скульптурный портрет Репина, который находится сейчас на зимней веранде. Работа удачная, она считается единственным произведением в скульптуре. Портрет очень нравился самому Репину, так как удалось передать то настроение романтической приподнятости, которым охвачен в пору расцвета своей творческой деятельности.
На небольшом возвышении стоит мягкое кресло, обитое синим вельветом. В нем позировали Репину М. Ф. Андреева, Н. Б. Нордман-Северова, писатели Л. Н. Андреев, В. Г. Короленко, актер П. В. Самойлов, ученый В. М. Бехтерев и другие.
СТОЛОВАЯ
Из гостиной мы можем пройти в столовую — просторную комнату с большим окном, выходящим в сад. Стены столовой почти сплошь заполнены произведениями самого художника, главным образом портретами близких ему людей. Здесь, в кругу друзей, в веселой, непринужденной атмосфере проходили знаменитые репинские обеды. Живой обмен мнениями по актуальным вопросам, перемежавшийся шутками и остроумными речами, — все это надолго осталось в памяти тех, кто бывал в «Пенатах». Не случайно почти во всех воспоминаниях значительное место уделялось столовой и тому необычному ритуалу обедов, который являлся своеобразным протестом против общепринятого шаблона приемных дней в буржуазных домах.
Первое, что привлекало внимание гостей при входе в столовую, был круглый, оригинальной конструкции стол, стоявший посередине. Как и некоторые другие предметы обстановки, он был сделан по заказу Нордман (выполнял его финский столяр Пекко Ханекайнен в 1909 году). «Как только возникла идея раскрепощения прислуги, — писала Нордман, — на первую же очередь сам собой выдвинулся вопрос относительно обеденного стола, вокруг которого не стало бы больше унизительного для обедающих прислуживания посторонних людей.
И вот, после долгих проб разных систем и их усовершенствований, возник большой круглый стол на двадцать персон. Действительно, своеобразная конструкция этого стола позволяла не только обходиться без прислуги, но и не пользоваться помощью соседа. Каждый мог и должен был обслуживать себя сам. Достаточно было повернуть за одну из ручек центральную часть стола, чтобы пододвинуть к себе любое блюдо. Чистая посуда стояла тут же, а использованную гости складывали в нижние выдвижные ящики. Часть пенатского сервиза можно и сейчас видеть в столовой.
Как уже говорилось, подлинный стол не сохранился, и в 1962 году он был сделан заново по старым репинским чертежам.
Как правило, обедали в большой столовой только по средам, когда в «Пенатах» собирались гости. Обычно к обеду оставались только близкие знакомые (столовая не смогла бы вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). В шесть часов вечера раздавались мелодичные удары гонга, и под звуки органчика (небольшого музыкального ящика) все входили в столовую. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Еще в гостиной, по жребию, каждый определял свое место за столом. Тот, кому доставался первый номер, Становился председателем круглого стола, он занимал деревянный резной стул с высокой спинкой и должен был снять крышки с кастрюль с кушаньями, которые уже стояли на центральной части стола. Их перед приходом гостей сама хозяйка дома вынимала из «волшебного сундука». Этот «волшебный сундук», выписанный Нордман из Дрездена, выполнял функции термоса и стоял у окна в столовой. В нем кушанья не только сохранялись долгое время горячими, но и доваривались после того, как были сняты с плиты. В лекциях о раскрепощении прислуги рассказ о «волшебном сундуке» играл не последнюю роль. Иногда его даже демонстрировали во время лекции.
Сохранилось несколько карточек — меню репинских обедов. Одну из них (10 августа 1911 г.) можно видеть на столе. На карточке напечатаны шутливые «Правила круглого стола». Так, например, председатель должен; был важничать... Но в основе правил лежал тот же принцип самопомощи, за нарушение которого налагался штраф. Виновный должен был произнести экспромтом речь со специальной трибуны, расположенной в углу столовой. Причем речь должна была быть обязательно, как говорили, с «идеей». Личные тосты не разрешались. «Чем больше было провинившихся в нарушении пенатских уставов, — вспоминает К. А. Морозова, жена шлиссельбуржца Морозова, — тем обед выходил веселее, особенно когда попадали на новичков, впервые приехавших в «Пенаты». Однако не только новички давали повод к веселью и шуткам. Попадались и завсегдатаи круглого стола. Гости старались обычно подвести под нарушение правил К. И. Чуковского, сочинявшего остроумные экспромты.
Меню в «Пенатах», как известно, было строго вегетарианским, особенно при Нордман. На стол подавались вкусно приготовленные овощи и фрукты, а также блюда из различных трав. Из так называемого «сена» варились супы и жарились котлеты. Нордман не только сама придерживалась вегетарианства, но была его неутомимой проповедницей. Она искренне верила в то, что вегетарианство спасет Россию от голода, пропагандировала его не только у себя за столом, но и выступая с публичными лекциями, статьями. Женщина увлекающаяся, фанатически преданная своим наивным идеям, она невольно вносила в жизненный уклад «Пенатов» известную долю анекдотичности и даже рекламной шумихи, что, к сожалению, давало повод желтой прессе изощряться в остроумии, описывая репинские обеды. Сам же Репин не придавал значения писаниям этих журналистов, а к затеям Нордман относился шутливо-иронически и после ее смерти многого уже не придерживался. Не обращали внимания на выходки прессы и те, кто приезжал в «Пенаты», так как их привлекал сюда сам художник, его живой ум, талант. И часто, как это бывает во время интересных бесед, гости даже не замечали угощения. «Был ли за обедом знаменитый «борщ из сена», — я не помню, — писал , — ибо внимание было занято разговорами». Хозяева «Пенатов» стремились к тому, чтобы все за столом чувствовали себя свободно и непринужденно. поддерживал любую беседу, бурно выражал восторг, иногда предавался воспоминаниям, а главное, был естественным в общении с людьми.