Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». -0001. Автор: Е.Левенфиш, М.Карпенко, Е.Кириллина, Г.Прибульская
Все было просто нестерпимо. И в простоте великолепен Сидел Илья Ефимович великий Репин, так закончил свое шутливое стихотворение на одном из обедов в 1914 году поэт Василий Каменский. За столом звучали не только экспромты. «Помню,— писал К. И. Чуковский, — как в столовой у Репина за круглым столом Владимир Владимирович Маяковский стоит во весь рост и читает свою поэму «Война и мир» (не всю, а клочки и отрывки; она еще не была в ту пору закончена), а стонет от восхищения и выкрикивает свое горячее „браво!"» На столе лежит фотография, на которой мы видим В. В. Маяковского (стоит второй справа), рядом с ним К. И. Чуковского, далее режиссера и театрального деятеля И. Н. Евреинова, певицу А. Л. Андрееву-Шкилондзь и самого художника.
Как вспоминает А. М. Комашка, Евреинов был кумиром общества на «средах». «Импровизациям, поразительным по разнообразию и оригинальности выдумкам, парадоксам и шалостям.. у Евреинова не было конца», Не уступал ему, пожалуй, только Чуковский, остроумный, жизнерадостный, вносивший веселье в любое общество.
Стены столовой, как и прежде, украшены произведениями , созданными в различные периоды его жизни. Раньше картин здесь было значительно больше, художник часто менял их, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. Так, долгое время в столовой висел портрет Е. Н. Званцевой, с которым у него были связаны воспоминания о сильном увлечении этой женщиной. Были здесь когда-то портрет Нордман в тирольской шапочке, написанный в 1900 году, автопортрет с Нордман (1903 г.) и другие. Среди картин, которые мы видим сейчас в столовой, есть и ранние работы, созданные Репиный еще в Чугуеве, и произведения последних лет.
Справа, у буфета, висит акварель «Бандурист» "(1859 г.), выполненная юным Репиным, вероятно, под впечатлением картины «Бандурист» работы Чугуевского живописца Логвинова.
Слева, у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах. На обороте имеется полустертая надпись, выведенная неуверенной рукой: «снимал Илья Ефимыч Ацюту Петрову 20л.». Это произведение было, вероятно, создано Репиным вскоре после приезда в Петербург, в 1864 году. Написанное со знанием формы и цвета, оно свидетельствует о том, что приехал учиться в Академию художеств, имея уже навыки в живописи.
Рядом с этой картиной — пейзаж «Нормандия» (без подписи и даты). Он мог быть написан Репиным во время пребывания в деревне Вёль, расположенной на побережье Атлантического океана, где он вместе с другими русскими художниками ( , К. Савицким) провел лето 1874 года. Здесь Ильей Ефимовичем было создано много пейзажей. Однако в настоящее время большинство их находится за границей. Сам художник придавал большое значение своей работе в Вёле, считая, что здесь он впервые по-настоящему начал писать на открытом воздухе.
Центральное место в столовой занимает портрет Н. Б. Нордман. Написан он в 1905 году во время их путешествия по Италии. Репин ценил в Нордман отзывчивость, трудолюбие, ему импонировала ее писательская деятельность. И, как всегда, он сумел это выразить в картине.
Репин изобразил Нордман в момент творческого раздумья. Портрет написан на балконе виллы на фоне желтеющей листвы сада. Исполненный широко и свободно, он является одной из лучших работ художника, хранящихся в коллекции «Пенатов».
В 1929 году, когда Репин решил продать этот портрет, он писал В. Ф. Леви — художнику, занимавшемуся организацией выставок произведений Репина в различных странах и реализацией его картин: «Посылаю Вам еще портрет Натальи Борисовны Нордман. Мне, сказать правду, жаль продавать этот портрет, написанный на озерах Италии, в Фазано, но я падеюсь, Вы его продадите подороже».
Картина вернулась в «Пенаты», вероятно, из-за высокой цены.
Слева от портрета Нордман — картина, изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Это дочери Репина Вера и Надя. Портрет был написан в 1877 году, вскоре после возвращения Репина из Франции. Репин очень любил и часто писал своих детей. В этой работе прекрасно передано живое выражение детских лиц в минуту серьезности, когда их оторвали от игр, чтобы позировать отцу. Выдержанный в черно-белой гамме, портрет очень красив по колориту.
Эту картину подарил своей внучке, в день ее рождения. На холсте надпись рукою художника: «Тасе на память 1902». (Тася — Татьяна Николаевна Язева; в замужестве Дьяконова, — дочь Татьяны Ильиничны.)
Здесь же можно видеть исполненный пастелью портрет актера и режиссера Александрийского театра Г. Г. Ге, племянника известного художника . Он часто бывал в «Пенатах» и позировал Репину для картины «Пушкин на набережной Невы».
Ниже — маленький, написанный в парке, этюд-портрет И. П. Павлова. В 1920-х годах академик Павлов иногда проводил лето на даче в Келомякках (ныне Комарове) и тогда навещал Репина. В 1924 году написал портрет Павлова в белом халате (Государственная Третьяковская галерея). Видимо, этюд из собрания «Пенатов» был исполнен в том же году.
Слева, на той же стене, небольшой портрет скульптора , написанный в 1907 году в «Пенатах». Он очень хорошо раскрывает характер скульптора — его живой ум, наблюдательность, выразившиеся но только в созданных им произведениях, но и в способности к артистическим перевоплощениям. Об этом его даре знал лишь узкий круг людей. Небольшие сценки, разыгрываемые , приводили в восторг Л. Н. Толстого, В. В. Стасова. Репин познакомился с , когда будущий скульптор был еще мальчиком, учеником . был последним из старых друзей, навестивших Репина незадолго до его смерти.
Крайний слева на этой стене — портрет профессора Н. Ф. Денисюка — этюд к картине «Пушкин на набережной Невы».
Патриотическая тема зскиза-картины «Клич Минина Нижнему Новгороду» была навеяна событиями сербско-турецкой войны, в которой приняли участие многие русские добровольцы. Он начат был, как видно из подписи, еще в 1876 году в Чугуеве, откуда художник специально ездил в Нижний Новгород. Возможно, что в дальнейшей работе над картиной сказалось влияние , с которым Репин близко сошелся уже в годы пребывания в Москве. Однако Репин так и не смог закончить картину, хотя вернулся к ней в годы первой мировой воины. Существуют два варианта (второй находится в Астраханской картинной галерее). В пенатском эскизе есть хорошо написанные отдельные части, но в целом композиционно он не решен.
В нижнем ряду эскиз «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) — эскиз беглый, но очень красочный, живописный, в нем намечена основная мысль художника. «Мне хочется написать встречу войск, — писал Ренин Стасову 14 октября 1878 года, — ведь превосходная тема, да и представляется она мне великолепно! Бронзовые лица солдат смешались с публикой, родными и знакомыми, па лицах восторг, радость, кругом цветы, на штыках букеты, и целый дождь букетов сыплется из окон, везде приветы, публика всяких слоев и всяких костюмов смесь! Живописно! восторг! Непременно сделаю картину!.. Только сегодня мог я набросать эскиз, выходит свежо, красиво и жизненно!..»
Репин так и не осуществил свой замысел. Причиной тому было, как предполагает И. С. Зильберштейн, появление рисунка на этот же сюжет. , в противоположность Репину, изобразил не только радость встречи, но и горе тех, кто потерял близких.
Этюд неправильно датирован Репиным (на картине
его рукой поставлена дата: «И. Репин. 1877 г.») Дело в том, что многие свои работы, хранившиеся в «Пенатах», художник подписывал в последние годы, но настоянию своих детей, и при этом мог ошибиться.
Пейзаж «Пруд в Пенатах», написанный в темных тонах, казалось бы, говорит о полном упадке творчества художника. Но Репин заставляет нас отказаться от этой мысли, когда мы обращаемся к портрету Веры Ильиничны Репиной, исполненному в 1926 году литографским карандашом (находился в простенке у трибуны). Этот портрет еще раз свидетельствует о неувядаемом таланте Репина — блестящего рисовальщика и портретиста-психолога. Несмотря на привязанность к своей дочери, художник остался верен правде и раскрыл ее непривлекательный внутренний облик.
В конце 1920-х годов, когда Репин был уже настолько слаб, что не мог поднимаемся на второй этаж, столовая служила ему одновременно и спальней и мастерской. Между трибуной и печью, отгороженной ширмой, стоял диванчик, где он спал.
До последних лет Репин придерживался строгого распорядка дня. Вставал он, как вспоминает Вера Ильинична, в 7 часов 30 минут, прогуливался по парку и пил воду из колодца. Оставаясь верным привычке все делать самому, он утром, пока в доме все еще спали, размалывал. кофе, варил его в кухне и завтракал. После обеда кто-либо из родных читал ему вслух (чаще всего это делал племянник Репина — Илья Васильевич).
В августе 1930 года, в день 86-летия, Илья Ефимович в столовой в последний раз принимал своих гостей. Он был очень оживлен и весел. Одна из фотографий 1930 года запечатлела Репина сидящим за круглым столом. В этой комнате Репин умер 29 сентября 1930 года после непродолжительной болезни — гриппозного бронхита, прешедшего в воспаление легких.
ЗИМНЯЯ МАСТЕРСКАЯ
Узкая крутая лестница ведет на второй этаж, в мастерскую художника. Она была выстроена летом 1906 года, когда Репин уже намеревался отказаться от преподавания в Академии художеств и освободить свою мастерскую, расположенную в стенах Академии.
Как и все остальные пристройки дома, мастерская была создана по замыслу самого художника и при его непосредственном участии, и все здесь говорит о вкусах хозяина и его привычках.
Оформление этого помещения соответствует внешнему виду дома. Бревенчатые стены, резные наличники на окнах и дверях, украшения лесенок — все это лишний раз свидетельствует о своеобразном использовании мотивов русской народной архитектуры. Отделка вполне отвечает назначению этого помещения, так как естественный цвет дерева — хороший фон для любой картины.
Мастерская занимает почти весь второй этаж. Она может быть разделена на три части портьерами. Но главное, что поражает в мастерской и что так важно для работы художника, — это обилие света, льющегося через стеклянный потолок и большие окна.
Стены мастерской всегда были заполнены этюдами и пейзажами Репина. Художник обычно работал над несколькими картинами сразу, и в мастерской стояло всегда несколько мольбертов с укрепленными на них холстами. Случалось, что он долгое время не подходил к какому-нибудь из них, а затем месяцами работал не отрываясь.
Здесь, в мастерской, по словам Репина, он «проводил лучшие часы своей жизни». В эти часы художник забывал обо всем, они были подчас мучительны, тревожны. То он впадал в отчаяние от совершенных ошибок, то переживал восторг в минуту озарения. «...Искусство я люблю больше добродетели, больше чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей», — писал он В. В. Стасову в 1899 году. Страсть к творчеству, к живописи владела им до конца дней.