На пути возрождения. 1990. Автор: В. Погодин
На выставке регулярно проводились Дни искусства автономных республик, округов и областей РСФСР. Здесь мы встретились с секретарем Калмыцкого обкома КПСС тов. БАСАНОВЫМ Владимиром Маицыновичем и попросили его ответить на ряд вопросов.
Владимир Манцынович, как вы оцениваете итоги Дня искусства Калмыцкой АССР на выставке?
Партийная организация, советские органы, творческая интеллигенция, широкие круги общественности Калмыкии очень рады, что искусство республики показывается в Москве так комплексно, так полно. Мы смогли продемонстрировать не только успехи живописцев, графиков или скульпторов. Москвичи и гости столицы познакомились с нашими народными песнями, танцами, мелодиями, поэзией. Во встрече принял участие прекрасный поэт, народный депутат СССР Давид Никитич Кугультинов. Выступил наш ансамбль «Тюльпан». Любители литературы смогли приобрести книги по искусству, а также поэзию и прозу, изданную калмыцким издательством. Выставка стала стимулом для всех творческих сил — как для зрелых мастеров, так и для талантливой молодежи. Мы даже не предполагали, что придет так много народа, что будет такая чудесная встреча.
Ваше впечатление от выставки в целом?
Она подкупает большим разнообразием тем, обилием ярких творческих индивидуальностей. Прекрасно, что в общей российской культуре так мощно расцвела и культура народов, когда-то считавшихся «малыми», подчас не имевших даже своей письменности. Важно, что многие пароды нашей Федерации ие только смогли сохранить огромный пласт национального миропонимания, эстетики, но и сформировать свои школы в таких видах искусства, как живопись, графика, скульптура. Мы познакомились со станковыми видами искусства в основном благодаря русской культуре. Сегодня же в братском единстве создаем великую, полнокровную культуру РСФСР, рожденную всеми послеоктябрьскими десятилетиями.
Как вы оцениваете состояние, уровень культуры в республике?
Мы переживаем подъем, своеобразное Возрождение. Этот период исторически совпал со временем огромных изменении в стране в целом. В тяжкие военные и послевоенные годы произволом Сталина и его окружения калмыки были выселены в другие районы СССР. Да, в войну была крошечная горстка отщепенцев. Но почему же тяжесть вины легла на весь народ, на стариков и детей? В результате высылки мы потеряли многое как в искусстве, так и в культуре. И это не только в сферах, связанных с наследием, с духовно-нравственными традициями, основанными на этике буддизма, и т. п. Практически сошли на нет и те успехи, которых интеллигенция края добилась за послереволюционные десятилетия.
Но после восстановления справедливости и возвращения народа в прикаспийский край прошло не одно десятилетие...
Когда мы вернулись на земли наших отцов, то вначале, что кривить душой, руководителям республики было не до деятелей культуры. Как-то помогали, разумеется, но это не являлось первоочередной сферой внимания. Поднимали экономику, строили жилье. Думаю, нас отчасти можно понять — вернулись почти на голое место. Учтите, что и на нынешний день республика — поставщик сырья.
Что это означает на практике?
Например, отдавали и отдаем из республики всю шерсть. Своей переработки у нас нет. Закупочная цена ее — десять рублей за килограмм. Костюм же из этой шерсти стоит около двухсот рублей. Можно подсчитать сумму потерь экономики республики из-за устаревшего планирования и распределения производственных структур по стране. В результате республика оказывается убыточной, дотационной. Мы перед Госпланом, ведомствами чуть не на коленях стояли. О каком развернутом финансировании культуры могла идти речь? В результате непродуманной политики государства, ущемления экономических прав республики пострадало и коренное, и русское население. Замедлилось строительство детских садов, больниц, финансирование всей сферы просвещения, культуры, искусства. Сократились занятия на калмыцком языке в школах, полностью были ликвидированы в них национальные классы.