Некоторые особенности техники портретной живописи советских художников. 1961. Автор: Виннер А.В., Лактионов А.И.
Авторы этой книги поставили перед собой задачу рассказать широкому кругу читателей, интересующихся живописью, в том числе самодеятельным художникам, о технике портретнои живописи советских мастеров.
В книге дано описание методов и приёмов работы пятнадцати советских портретистов. Каждый из них обладает своим, чётко выраженным почерком, своей манерой письма и техникой, многих из этих художников еще в дореволюционные годы объединял реалистический метод, а в настоящее время — общий для советских мастеров кисти метод социалистического реализма.
Художественный образ портретируемого, отличающийся глубиной психологической характеристики, выразительностью, правдивостью, жизненной достоверностью точно переданного внешнего сходства, может быть создан только при условии, что художник в совершенстве владеет всеми средствами живописи.
Иногда, несмотря на богатство идейного замысла, накопленные наблюдения, внимательное изучение натуры, художник, стремясь выразить на холсте мысленно созданный им художественный образ, испытывает серьезные затруднения, мешающие его успешной работе над портретом и нередко приводящие к неудаче. Обычно причины этого заключаются в недостаточно высоком уровне знаний и несовершенстве техники.
Заботясь о технике живописи, художник непременно придет к тому, что необходимо изучать методы работы нан портретом великих мастеров. Такие живописцы прошлых столетий как Ван Эйк, Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рембрандт и другие, Достигли исключительно высокого уровня мастерства. Пройти мимо накопленного ими опыта нельзя. Мы знаем, что совершенствованию мастерства многих представителей русской реалистической живописи XVII–XIX веков (назовем И.М. Никитина, И.П. и Н. И. Аргуновых, Д.С. Рокотова,
, , , , , ) во многом помогло изучение ими огромного опыта, накопленного портретистами предшествующих поколений.В основе формирования и развития живописной техники каждого советского художника также в той или иной мере лежит внимательное изучение техники мастеров западноевропейской и русской школы портретной живописи. От этого наша живопись становится богаче, многограннее, не теряя при этом своей новизны. Каждый художник должен стремиться, чтобы его произведение было не только значительно и глубоко по содержанию, но и совершенно по технике исполнения.
По меткому определению
, «гибкость руки, меткость глаза, темперамент, темп чувствования, свежесть выражения, живость света и краски, художественное качество фактуры — все это принадлежит к области техники живописи, неизменно связанной с эстетическими эмоциями».Художник, стремящийся развивать и совершенствовать свое мастерство, не ограничивается только углубленным изучением технологических особенностей и свойств применяемых им материалов: холста, грунта, красок, их связующих веществ, лаков и т. п. Эти знания, разумеется, необходимы каждому, так как от качества материалов, от умения их выбрать зависят в конечном итоге качества самой живописи: цвет и светосила ее красок, неизменяемость первоначального колорита, долговечность и прочность. Но художнику очень важно добиться и высокого умения наилучшим образом использовать живописные материалы.
Техника живописи включает в себя многое: хорошо продуманное, рациональное расходование красок, планомерное накапливание их толщи на холсте, постоянную заботу о силе цвета, звучности, чистоте и прозрачности красок, умелое использование в построении живописно-красочного слоя тех или иных красок (темперы, акварели, масляно-лаковых красок) и т.д. К технике живописи относится и фактурная обработка поверхности холста или доски, имеющая большое значение не только для самого процесса работы красками, но и для его конечного результата.
В технику живописи входит все то, что способствует «постоянному, параллельному и методическому совершенствованию всех сторон и частей картины, ее гармонизации в формах, величинах и красках».
Если мы внимательно присмотримся к живописным полотнам великих мастеров прошлого, то увидим, что их техника никогда не была непродуманной, небрежной. Это относится и к технике живописи лучших современных художников.
Они применяют многообразные методы и приемы работы, используют самые различные материалы. Большинство советских мастеров портретной живописи пишут маслом, но некоторые применяют и другие материалы.
Так, например, темперой работали
и . В настоящее время ею пишут , и .Клеевыми красками любил писать
, часто соединяя их с темперой или пастелью. Он создал оригинальную систему работы этими материалами.Техникой акварели в совершенстве владели владеют, например, А.М. Герасимов,
.Пастелью выполняли портреты
, , , а сейчас ею пишут , И.В. Космин. Каждый из живописцев, работающих пастелью, применяет свою оригинальную систему письма.Техникой сангины превосходно владели
, , В.Н. Мешков.Итальянским карандашом постоянно работали
и , а в настоящее время — .Соусом нередко писал В.Н. Мешков, а сейчас соусом работает
, пользуясь как мокрым, так и сухим способами.Свинцовым карандашом отлично владел
, создавший тонкие и выразительные портретыНо все же наиболее распространенным материалом для наших мастеров портретной живописи являются масляные краски. Техника их применения исключительно разнообразна.
Чистой тюбиковой краской фабричного изготовления методом alla prima пишут постоянно А.М. Герасимов и В.П. Ефанов, а в свое время работали
и В.Д Мешков. Большинство же художников не удовлетворенные качествами тюбиковых красок фабричного изготовления, непременно вводят в пасту масляных красок лаки или природные, естественные растворы смол (канадский или копайский бальзам), чтобы повысить звучность и силу цвета своей живописи., и добавляли к красочной пасте на палитре мастиксовый лак, и П.Д. Корин — даммарный лак, — копаловый лак, — копайский бальзам, и также пользуются даммарным лаком.
Благодаря этим добавкам смол масляные краски приобретают новые, очень ценные для живописи качества: несравненно большую прозрачность, звучность, чистоту и силу цвета.
Большая часть советских мастеров, пользуясь этими красками, ведет работу над портретом методом alla prima по сырому. При этом, конечно, разные приемы, способы нанесения красок, тонкослойность или корпусность кладки и т.д. вносят существенные отличия в технику каждого художника.
Одни из мастеров, например А.М. Герасимов, ведя работу alla prima непосредственно цветом, обходятся без предварительного рисунка и подмалевка и работают чистой тюбиковой краской. Другие, например В.П. Ефанов, работая таким же методом, предварительно выполняют рисунок углем на холсте и лишь после этого пишут маслом, лепя и моделируя формы выразительными, сочными живописными мазками.
, как и А.М. Герасимов, избегают предварительного рисунка углем на холсте и сразу начинает тонкослойно работать цветом над лепкой и моделировкой формы, усиливая корпусность кладки лишь в световых частях портрета.
Техника
близка к методу работы , но последний предварительно выполнял на холсте эскизный рисунок костяка формы одной краской, очень легко и свободно.Со светотеневой проработки форм в рисунке на холсте одной краской начинал работу над портретом
и затем продолжал вести ее по сырому alla prima масляными красками, разжиженными копайским бальзамом. Мазки красок он наносил слитные или фактурно выраженные, легко и свободно положенные по форме.прежде всего детально прорабатывал на холсте светотеней рисунок формы, затем продолжал вести работу над лепкой и моделировкой формы в живописно развитом подмалевке alla prima по сырому и заканчивал моделировку формы лессировками по сухому.
и П.Д. Корина рисунок, проработанный сначала в эскизе на бумаге, а затем на холсте предшествовал живописи маслом. Работа над формой цветом, без подмалевка, alla prima по сырому велась этими художниками по частям, каждая часть доводилась почти до полной законченности.
делал эскизный рисунок на бумаге, затем переходил на холст, работал начнем угольком и обводил рисунок краской. На холсте от работал без подмалевка, по частям, методом alla prima по сырому, пользуясь красками, стертыми на оксидированных маслах собственного приготовления. К пасте красок он непременно добавлял на палитре копаловый лак.
В отличие от этой группы мастеров
часто ведет предварительную проработку формы на холсте темперой, затем раскрывает весь холст основными чистыми прозрачными тонами красок и продолжает работать над отдельными частями портрета alla prima по сырому маслом. Заканчивает он работу лессировками, усиливающими напряжение цвета.работает над портретом своим, особым методом, разработанным на основе изучения техники мастеров портретной живописи прошлых столетий. Пользуясь современными материалами, он восстановил и практически применил классическую систему темперно-масляно-лаковой живописи. Живописно-красочный слой портрета он строит сначала в виде костяка форм, детально выполняя на холсте светотеневой рисунок, затем лепит формы в темперном подмалевке несколькими основными тонами красок и заканчивает работу над формой лессировками и полулессировками в завершающем живопись слое.
Развитие советской портретной живописи, находящейся в настоящее время на пути несомненного подъема как никогда обязывает художника быть особенно внимательным к основам и тонкостям мастерства и техники живописи.
Из книги «Техника советской портретной живописи», издательство ВЦСПС-Профиздат, 1961 г.
Авторы: Виннер А.В.,