«Неравный брак». Картина В.В. Пукирева. 1947. Автор: В. Зименко
„О горе, горе!
То невестино!.."
(Народная песня)..
,,Не с хоромами жить, — с человеком,
Не с богатством жить мне,— с советом".
(Народная песня).
В истории русского искусства Неравный бракНеравный брак. 1862Холст, масло., 173 x 136Государственная Третьяковская галерея» — знакомо широкому кругу любителей русского искусства. Многим она известна по репродукциям, те же, кто побывал в Третьяковской галлерее, неизбежно останавливали на ней свое внимание. И хотя, быть может, не все сохраняют в памяти имя художника, не все представляют себе обстоятельства появления картины и ее историческое значение, однако сама картина имеет настолько крупные достоинства, что о ней легко сохраняется яркое, волнующее воспоминание.
занимает скромное, но прочное место. Его основное произведение — картина «родился в 1832 году в крестьянской семье. Лужники, его родина, были одним из богатых торгово-ремесленных сел Тульской губернии, жители которого издавна с успехом занимались чеканкой по металлу, резьбой и гравированием. Неудивительно, что маленький мальчик, рано проявивший способности к рисованию, был скоро определен к мастеру в город Могилев для обучения живописному ремеслу. Несколько лет пробыл у него, растирая краски, подготовляя доски для икон, с интересом наблюдая за работой мастера. Временами же и он сам, пользуясь нехитрыми наставлениями хозяина, брал в руки кисть и осторожно расписывал «доличное»: одежды и фон.
Счастливый случай помог юноше поступить в художественное училище. В конце 40-х годов он попадает в Москву и в скором времени устраивается в незадолго до того открывшееся Училище живописи и ваяния (отделение зодчества стало работать позднее). Гораздо более демократичное, чем Академия художеств в Петербурге, Училище живописи в Москве легче допускало в свои стены выходцев из податных сословий. «Откуда у нас только не было учеников! — вспоминал
, видный русский художник, сотоварищ по училищу, — были они из далекой и холодной Сибири, из теплого Крыма и Астрахани, из Польши, Дона, даже с Соловецких островов и Афона, и в заключение были и из Константинополя. Боже, какая бывало разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах училища!.. Ни к кому больше не шел так стих Пушкина, как к нам, тогдашним ученикам:
Какая смесь одежд и лиц.
Племен, наречий, состояний...
Между учениками и преподавателями существовали простые, нередко дружеские отношения.
Особенной популярностью пользовался восторженно влюбленный в искусство Аполлон Мокрицкий, руководитель портретного класса, а позднее исторического. Любили ученики и подтянутого, строгого, но справедливого
, профессора портретной живописи, и мягкого, приветливого Васильева, руководившего рисовальными классами.Пройдя курс рисунка,
начал заниматься портретной живописью в классе . был, несомненно, наиболее крупной личностью среди педагогов училища. Ученик Венецианова, верный приверженец его реалистического взгляда на искусство, он пытался приблизить искусство к науке, создать из живописи род прикладной математики. На первом же уроке, вспоминает , он поразил учеников своими резкими, четко формулированными суждениями о сущности искусства: «Художник должен постоянно, изучая природу, быть изобретателем всевозможных применений, до крайности упрощенных, посредством которых он мог бы приблизиться настолько к природе, чтобы передавать видимое до осязательности, до обмана».Метод преподавания
не был лишен крупных недостатков: он недооценивал вдохновение, выразительность в искусстве, но зато приучал ученика к внимательному изучению природы.Среди своих товарищей-одноклассников
рано стал выделяться точностью и уверенностью рисунка. Несколько его ученических работ — рисунков с натуры — были посланы в Академию художеств и удостоились одобрения Академического совета (1850, 1852 гг.). В 1855 году за два портрета с натуры получил малую серебряную медаль от Академии и звание художника. По окончании же училища в 1859 году он был приглашен в него преподавателем. Поддержал его, , исполнявший в то время должность инспектора, и академик Васильев, в лестных словах характеризовавший молодого художника: «Г-н Пукирев, — писал он в рапорте, — один из всех бывших здесь учеников твердо владеет рисунком и способен преподавать свои познания...»Два года проходят в напряженном труде.
то на уроке в вечернем классе, то в своей мастерской, где его ожидают многочисленные заказные работы. Жалованья шестьсот рублей серебром в год, которое он получает в Училище, едва хватает на жизнь, и художник вынужден прирабатывать частными заказами. Для церкви Троицы в Грязях он исполняет по заказу Е.В. Молчанова девять больших икон. В 1860 году написаны им две иконы для церкви в имении Нарышкиной, большой фигурный портрет Полторацкого, бывшего тверского губернского предводителя дворянства, и другие произведения.В 1860 году Совет Академии художеств по представлению Училища утверждает
академиком. «Во уважение искусства и познаний в художествах, доказанных исполненными работами по заданным Академией программам и по другим известным трудам», — гласил текст протокола. Ряд портретов, написанных им в Москве и во время заграничной командировки (с 19 октября 1862 г. по 19 января 1863 г.): греческого монаха, г-на и г-жи Борисовских, Креймер, Протопопова, купца Строганова и др., показывает зрелую кисть и уверенную руку.И все же эти произведения, написанные Пукиревым за несколько лет самостоятельной работы, сразу же померкли, когда на осенней выставке 1863 года в Академии художеств появилось его большое полотно — «Неравный бракНеравный брак. 1862Холст, масло., 173 x 136Государственная Третьяковская галерея».