«Неравный брак». Картина В.В. Пукирева. 1947. Автор: В. Зименко
Выставка 1863 года явилась важным событием в художественной жизни 60-х годов. Правда, она не блистала многими крупными произведениями, но и то, что было показано на ней, прежде всего «Неравный бракНеравный брак. 1862Холст, масло., 173 x 136Государственная Третьяковская галерея» и «Тайная ВечеряТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей» , заставило современников задуматься над судьбами русской живописной школы, еще резче поставить вопрос о том: какого искусства требует современная жизнь?
Петербургская Академия художеств стала к этому времени во многом консервативным учреждением. Ученики ее годами штудировали античные слепки, «сочиняли» композиции на далекие от жизни мифологические сюжеты и только украдкой, подвергаясь осуждению профессоров, рисовали бытовые сцены, портреты, набрасывали пейзажные мотивы.
Между тем эти виды живописи все более начинали находить сочувствие в русском обществе.
В Училище также были свои «академисты» и свои «реалисты», но реалистическая бытовая живопись и портрет имели в Москве более прочную традицию, восходящую к Тропинину и большой группе учеников Венецианова, часть которых занимала должности преподавателей в самом Училище.
, несомненно, был хорошо подготовлен к такого рода работе, и неудивительно, что именно он, выученик Училища, оказался одним из пионеров в области идейной бытовой живописи.
Картина «Неравный бракНеравный брак. 1862Холст, масло., 173 x 136Государственная Третьяковская галерея» переносит зрителя под своды небогатой приходской церкви. Свет, льющийся сверху из окон купола, рельефно выделяет три фигуры переднего плана: жениха посредине, невесту слева от него и священника. В глубине полукругом разместились родственники и знакомые — небольшая, тесно сомкнутая группа из семи человек на фоне тускло поблескивающих икон.
Художник сумел сделать картину очень ясной и легко понятной. Только взглянув на нее, зритель уже воспринимает существо драматической сцены, открывшейся перед ним. Молодая девушка-невеста и пресыщенный жизнью старик-жених! Неравный брак! Противоестественность такого сочетания заставляет зрителя внимательно вглядеться в картину, с сочувствием отнестись к жизненной драме, свидетелем которой он стал, найти объяснение ее.
Главное действующее лицо в картине, безусловно, невеста. Это для нее брак этот — неравный брак, на ее стороне было горячее сочувствие художника, и ее судьбой взволнован зритель. Молоденькая невеста, чистая и привлекательная в своем белом с кружевами подвенечном платье, убранная цветущими ветками апельсинового дерева — флёр-д'оранж, в безмолвном горе склонила голову. Слёзы набегают на глаза, она ничего не видит из-за их мутнящей взор пелены, ее холодеющие пальцы едва держат венчальную свечу, которая так же поникла, как и голова девушки.
Художник очень удачно выбрал для картины момент обручения. Драматическое напряжение от этого значительно усилилось. Может быть, невеста до последнего момента надеялась, что какой-нибудь счастливый случай изменит ее участь, что-нибудь расстроит свадьбу. И только когда священник протянул к ней кольцо и она невольно, бессильным движением приподняла руку, до ее сознания дошла вдруг ужасная мысль, что она действительно стала женой того старого, напыщенного сановника, по легам под-, ходящего ей в деды, который стоит рядом с ней и с которым она связана отныне на многие годы.
Отчаяние невесты, прорвавшиеся слёзы ее встревожили окружающих. С лица жениха сошло выражение благопристойного удовлетворения. Он искоса-строго глядит на склоненную голову девушки, едва шевеля губами, негромко уговаривает ее опомниться: не нужно вызывать компрометирующих толков. Вся его фигура, затянутая в щегольской фрак и как бы символизированная в прямостоящей свече, которую держит его сухая старческий рука, подчёркнуто пряма, холодно застыла, и в этой деревянной прямизне стана, в холодной, желтой маске лица проступают внутренняя душевная опустошенность и мертвенность, угадывается внутренняя нечистоплотность.
Драматический конфликт центральных фигур продолжен и развит в фигурах фона. В композиции картины четко выделены две половины. Участники церемонии разделены центральной фигурой жениха на две противостоящие друг другу группы: группу жениха и группу невесты.
В группе жениха крайний левый, седой старик с. усами, смотрит с видимым удовольствием на невесту, но в его улыбке проглядывает что-то порочное. Другой родственник жениха, помоложе, сочувственно, напряженно подняв брови, также обратил глаза в ее сторону. Пожилая женщина, возможно, тетка невесты, широкое, грубоватое лицо которой наполовину прикрыто головой священника, строго и неодобрительно глядит на девушку.
Друзья невесты расположены непосредственно за ней, но они бессильны помочь ее горю. Крайний правый шафер охвачен чувством негодования. К нему, может быть, примешано и более нежное чувство. Он искренно возмущен всей сценой, его руки сильным движением сложены на груди, благородное, тонкое лицо, окаймленное мягкими черными волосами и бородой, гневно обращено в сторону родственников жениха. «нигилиста»-разрушителя — Базарова и, еще больше, светлого, непреклонного со зидателя будущего — Чернышевского. Другой шафер с твердым, волевым лицом смотрит прямо, и его упорный взгляд как бы обращается к гражданской совести зрителя, требует от него перестать быть пассивным наблюдателем этой сцены.
в этом образе одним из первых художников сумел уловить еще не сложившийся, но уже распространенный в обществе начала 60-х годов тип просветителя, в котором были черты и тургеневскогоЕсть определенные указания на то, что в основу замысла картины легло реальное событие — личная драма художника, тяжело переживавшаяся им всю жизнь.
В. Гиляровский в своих известных мемуарах «Москва и москвичи» прямо отмечает, говоря о картине
: «Этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками, это сам , как живой». Это подтверждается косвенно и тем, что женился поздно, не ранее тридцатипятилетнего возраста, на женщине малограмотной и недалекой, брак с которой не был, повидимому, следствием глубокого чувства художника.Автобиографичность сюжета овеяла картину искренним волнением.
«Неравный бракНеравный брак. 1862Холст, масло., 173 x 136Государственная Третьяковская галерея» вызвал многочисленные и самые противоречивые критические отзывы. Уже этот факт говорил о том, что картина а была незаурядным произведением. Совет Академии художеств на заседании 27 августа 1863 года единогласно признал автора «профессором живописи народных сцен». Это было значительной уступкой Академии «духу времени».
Консервативная печать в откликах о картине старалась завуалировать истинный ее смысл, смягчала и «облагораживала» произведение, получившее высокую оценку Академии. «Северное сияние» к гравюрному воспроизведению картины приложило рассказ «Прекрасная партия», который слащаво-сентиментально продолжал развитие событий, намеченных в картине, дальше к благополучному идиллическому концу — счастливой жизни молодой женщины и чиновного мужа-старика. Н. Дмитриев, критик «Современной летописи», не нашел в сцене, изображенной Пукиревым, никаких следов драмы. «Художник, очевидно, рассчитывал произвести на зрителя потрясающее впечатление, — пишет он, — а произвел неприятное, чтобы" не сказать хуже. Отчего же? Оттого, что у г-на Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание, как представил г-н
в своей картине, отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического». Вот до чего договаривались критики, считавшие совершенно нормальным униженное, рабское положение женщины. Рассуждения Дмитриева тем более были неправильны, что в картине совершенно ясно видно, что девушка принуждена была согласиться на брак, ее, может быть, даже и не спросили о ее желании.