Николай Ге. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: В. Костин
Каким мужеством и непреклонной верой в свои идеалы нужно обладать художнику, чтобы подобно Николаю Николаевичу
стойко пронести их через всю свою жизнь.Только Две картины Тайная вечеряТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музейТайная вечеряТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей» и «Петр Первый и царевич АлексейПетр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871Холст, масло, 135,7 x 173Государственная Третьяковская галерея».
имели полный успех в обществе — это «Остальные произведения художника или подвергались резко отрицательной критике или не допускались на выставки. Только небольшая группа людей ставила творчество
очень высоко и хотя находила в его картинах технические недостатки, но восторгалась идейной и психологической их силой.Сын украинского помещика, Николай Николаевич
родился 27 февраля 1831 года в г. Воронеже. Он рано потерял мать и под влиянием бабушки и няни — очень цельных народных натур — рос чутким к чужому горю, верящим в добро и правду.С юных лет у будущего художника развивается большая тяга к знаниям, к широкому общему образованию. Он систематически читает передовую литературу и особенно произведения Герцена, которым увлекался как самым дорогим, самым любимым своим писателем.
После окончания киевской гимназии, о пребывании в которой у
сохранились самые тяжелые воспоминания, он в 1847 году становится студентом Киевского университета по математическому факультету. Через год переходит в Петербургский университет, но здесь, как и в Киеве, обнаруживает мало интереса к точной науке.Случайно на улице он встречает своего киевского товарища по гимназии П.П. Забелло, который учился в Академии художеств на скульптурном отделении. Рассказы об академической жизни, о художниках и великих произведениях искусства воспламенили
. Он понял, как близко ему искусство.После этой встречи он резко меняет свою жизнь: поступает в Академию художеств и погружается в мир пластики, красок и художественных идей.
За семь лет своего пребывания в Академии Николай Николаевич
проявил большие способности в рисунке и композиции, отлично выполняя все задания академической программы. Получив необходимое количество медалей, , как выдающийся ученик Академии, после окончания ее получил лраво на шестилетнюю заграничную командировку.В 1857 году он вместе с молодой женой приехал в Италию пенсионерам Академии художеств.
В те времена в Европу стремились все более или менее просвещенные люди России. Невозможно было оставаться в родной стране, где люди даже в своем доме опасались говорить правду. Рвались из мрачного гнета самодержавия, полицейщины, помещичьего захолустья, от всех ужасов крепостничества на свободный, как казалось всем, воздух Европы.
У художников это сочеталось со стремлением приобщиться к тем великим произведениям классического искусства, которые были собраны в музеях, церквах и городах Европы и особенно Италии.
был добросовестным учеником Академии, воспитанным на еще живых тогда традициях . Этому большому художнику, обновившему русское академическое искусство, в высказываниях и чувствах своих не изменял в течение всей своей жизни, но в своем собственном творчестве (тут сказалась противоречивость его натуры) юн был более чужд Брюллову, чем кто-либо из его современников.
Правда, в первое время по приезде в Италию
пытается, подражая Брюллову, написать ряд картин из истории Греции и Рима, разрабатывая эскизы к ним в строго академическом духе. Но скоро уже проявляются новые влияния и в частности влияние Французской исторической живописи, которую увидел в Париже. В новых эскизах художник еще не может порвать с условностями академической Манеры, с заученными композиционными схемами и формами, но уже сам выбор тем и стремление к выражению псикологических моментов из жизни литературно-исторических героев свидетельствуют о его первых попытках порвать с академическим искусством.В это же время он пишет ряд небольших этюдов И портретов, обнаруживающих своеобразные искания в области цвета и формы. Здесь лучшие традиции академизма переплетаются с Принципами ноной живописи, еще очень робко отыскиваемыми европейскими художниками, но гениально найденными русским художником Портрет женыПортрет жены. 1858Холст, масло».
. К этим новым работам принадлежат: «Утро» и «Но главной заботой
в это время все же остается историческая картина. Неудовлетворенный ни одним из начатых эскизов, молодой художник, явно растерявшийся от множества новых н противоречивых впечатлений, убеждается только в том, что он неспособен создать значительного исторического произведения, которое отвечало бы и его воззрениям, а вместе с тем и требованиям академического искусства.Тогда
пытается найти себя в другом виде искусства — в жанровой живописи. Он уединяется в приморское местечко, где пишет пейзажи и незатейливые жанровые сценки. Но пейзаж и жанр столь же мало были свойственны , как и акадамическо-историческая картина, и добросовестная, но лишенная внутренней заинтересованности работа над ними привела только к тому, что он вовсе разочаровался в своих силах и решил окончательно бросить живопись.Это был период большого перелома в его творческой жизни, когда живая, сложная, чуткая ко всему новому натура художника почувствовала лживость и консервативность академического искусства, Но не нашла еще своего собственного пути.
Изменилось не только его отношение к призванию художника, но и его представление о жизни и народе. В этом сыграло роль не только его знакомство с европейский жизнью, но и встречи с передовыми людьми русского общества, свободно высказывавшими за пределами родины свои взгляды. В доме
собирались славянофилы, западники и либералы, ученые, врачи, артисты и художники. Они говорили о своей роли — роли русских интеллигентов в освобождении народа. В этих спорах принимал горячее участие как ищущий, страстный человек, сердце и ум которого неустанно стремились познать смысл жизни.Два события помогли художнику разрешить его внутренний кризис. Первое событие — встреча с великим произведением искусства: перед фреской «Страшного суда» Микельанджело
пережил решающие минуты просветления. Именно в Сикстинской капелле он, уже намеревавшийся бросить искусство, убедился в великой его силе.