Ге Николай Николаевич [1831—1894]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Николай Ге. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: В. Костин

В это время у Николая Николаевича окончательно сложилось и отношение к призванию художника. Будучи религиозным человеком и находясь под сильнейшим влиянием идей философствующего христианства, Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... пришел к выводу, что в раскрытии перед народом истинного смысла евангельского учения и заключается цель его творчества.

Это было заблуждением всей его жизни, но спасло его то, что в этом выводе им руководили страстная, беспредельная любовь к народу, сердечная заинтересованность в судьбах его морального и духовного существования. Он был человеком, готовым отдать всего себя делу морального освобождения человечества.

 Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого....  был высокоидейным, общественно-передовым художником. Он выразил в своих произведениях такую силу сопротивления насилию, что они стали орудием, направленным против социальной несправедливости и грубого произвола власть имущих.

И когда Ге, уверовавший в силу подлинного искусства и открывший цель и смысл своей жизни, заново приступил к чтению евангелия, он стал воспринимать описанные в нем события, как события, общий смысл которых может быть отнесен и к реальному существованию современного общества.

При чтении повествования о Тайной вечере художник был потрясен драматизмом жизненной сцены, раскрывшейся ему как столкновение, как трагический конфликт между новым и старым. Не столько образ предательства, который художник выразит позже, сколько идея раскола, идея несовместимости духовно-идеальных побуждений и низкого материального расчета, наконец, идея чистоты нового движения, отбрасывающего все тормозящее, мешающее совершению того, что должно случиться, — все это обожгло воображение Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... и вдохновило его. Это было второе событие, предопределившее его творческую судьбу. Печаль, тоску, душевные муки, которые в нем жили, он почувствовал также в образе Христа на Тайной вечере.

Присланный ему незадолго до этого фотографический портрет любимого им писателя Герцена он использует для головы Христа в своей картине «Тайная вечеряГе Н. Н. Тайная вечеряТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей», над которой с этого дня начинает лихорадочно работать. Через неделю она была подмалевана на колете баз эскиза, а через несколько месяцев окончена и привезена в 1863 году в Россию. (Картина находится сейчас в Русском музее в Ленинграде. Повторение её — в Третьяковской галлерее.)

На родине Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... застает новое поколение людей — шестидесятников, — проповедующих и осуществляющих на. деле непосредственное, практическое, личное служение народу. Их идеи, их любовь к простому человеку близки Ге. Он не только примыкает к этому общественному движению, но становится в центре передовой художественной жизни. Его темперамент, убедительность и острота его речи, смелый ум, крайность воззрений привлекают к нему молодежь и передовые круги петербургской интеллигенции.

Ге приветствует тринадцать молодых художников, выпускников Академии, отказавшихся писать картины на заданные академическим начальством темы и покинувших ее стены. Он одобряет Крамского, обратившегося к нему за советом об устройстве артельной жизни. Не совсем разделяя их взгляды на живопись, он становится все же открытым сторонником их реалистического искусства.

Сам он, однако, остается верен своим темам, поскольку, по его мнению, в них лучше, полнее всего можно было выразить свое стремление к раскрытию «таинственного смысла в реальной правде факта».

В творчестве Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... большую роль сыграло влияние великого русского художника Александра Иванова. Сам Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... умалчивает об этом влиянии, но уже (современники говорили о том, что он продолжает пути живописи, начатой Ивановым. Существует несколько эскизов Ге, в которых действительно нетрудно обнаружить прямое воздействие отдельных произведений Иванова. В этюде к апостолу Иоанну в «Тайной вечере» Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... ближе всего подошел к ивановскому пониманию образа, обнаружив и сродное последнему глубокое чувство формы. Развивая художественные принципы Иванова, Ге, однако, к концу жизни значительно отошел от них, создав совершенно новое искусство.

Завоевав признание общества своей «Тайной вечерей», на долю которой выпал необычайный успех, Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... скоро покидает Петербург и снова едет в Италию, чтобы приступить к написанию картины «Вестники воскресения» (1867 г., Русский музей).

Если в «Тайной вечере» Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... еще были заметны следы академического воспитания, выразившиеся в трактовке складок, колорите, эффекте освещения, то уже в этой картине он резко рвет с академизмом.

Здесь, как и во всех своих дальнейших работах, композицию и колорит определяют не формальные «законы» искусства, а только идея, смысл, внутреннее содержание произведения. Сам Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... понимал отношение формы и содержания следующим образом: «Заботьтесь и о форме, — говорил он, но больше всего о том, что выскажется в форме. Все искусство — в содержании, в том, что действительно дороже всего и что вы храните в вашей душе, как самое дорогое, самое святое. Оно, это святое, вам и укажет характер и образ формы и потребует от вас изучения той или другой формы. Оно вами будет руководить, и знайте, ему служите, ему верьте, не изменяйте, и тогда, наверное, ваше произведение (будет художественно и дорого и вам и всем окружающим, т. е. людям».

Этот взгляд на отношение формы к содержанию в искусстве, по существу, определял отношение к этой проблеме нового, зарождающегося реалистического направления.

Когда Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... писал картину «Вестники воскресения», он пришел к ясному осознанию сосуществования в мире добра и зла, к пониманию трагической, постоянной борьбы этих начал. В победу добра над злом в результате революционного изменения общественных отношений он, как и многие его современники, не способные объективно увидеть движущие силы истории, не верил, но был глубоко убежден, что зло может быть побеждено, когда каждый человек осознает благодетельную силу добра, когда в каждом человеке совершится «акт воскресения». Это-то душевное состояние человека он и решил выразить в новой картине.

Произведение такого художника, как Ге, невозможно до конца понять, если не учитывать того, что все им созданное, несмотря на исторические сюжеты и темы, было в большей мере Выражением самого себя, переживаемых художником чувств и умонастроений.

Два мира противопоставлены в картине двумя резко контрастными частями: с одной стороны озаренная утренним солнцем Мария Магдалина, образ вестника новой жизни, с другой — погруженные в тень, в мрак стражники — противники этой новой жизни, носители смерти и разложения. Мария почти бестелесна, ее фигура полна одухотворенной восторженности и стремительного движения; стражники — грубы.

Поразительное постоянство проявил Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... в выборе тем и сюжетов. Главное, что определяет его выбор, — это столкновение двух противоположных миров, двух разделенных пропастью непонимания явлений. Христос и Иуда, Петр Первый и царевич АлексейГе Н. Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в ПетергофеПетр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871Холст, масло, 135,7 x 173Государственная Третьяковская галерея, Христос и Пилат, Магдалина и воины — все они, противопоставленные друг другу, по существу только варьируют одну и ту же идею непримиримости и борьбы противоречивых сил мира.