Николай Ге. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: В. Костин
Конечно, не случайностью или надуманностью можно объяснить это удивительное постоянство
в выборе сюжетов. Это был он сам, с его мучительной внутренней борьбой, с его противоречиями. Поэтому ой искал сюжеты, выражавшие столкновение И борьбу. Ничего другого писать он не мог и не хотел.Не идеальную и в конечном счете абстрактную гармонию жизни, а реальную суровую правду, полную противоречий, но тем не менее прекрасную, вот что прозрел художник в мире.
Николай Николаевич остался бы только теоретиком-мыслителем, если бы не обладал соответствующим чувственно-художническим восприятием. Занятый правдивой, искренней передачей своих идей, он как живописец останавливался на аналогичных явлениях зрительного мира. Его всегда волновала в природе борьба света и мрака, холодных и теплых, нежных и суровых тонов.
Знакомясь с письмами и высказываниями Николая Николаевича, вы не встретите почти ни одного слова о живописно-формальных проблемах. Но это умолчание вовсе не свидетельство о его незаинтересованности в живописном мастерстве. Многие художники не любят говорить о том, что можно понять, только увидев.
Несомненно, что
питал к живописи страстную, но, может быть, недостаточно им самим осознанную любовь. Были, например, в его жизни годы, когда он заменил живопись рисунком, считая, что главное может быть высказано и в рисунке, а что такая «мелочь», как колорит, служит лишь украшением и вовсе необязательна для выражения идеи произведения. Но это свое действительно, умозрительное заключение он блестяще сам же и опроверг, не долго выдержав запрет живописи, а та страстность, с которой он потом буквально бросился на живопись, лучше всего объясняет его глубокую, органическую заинтересованность в живописном, а не в каком-либо ином выражении своих идей.Полнее всего раскрывается живописный характер творчества
в его же произведениях.В Третьяковской галлерее есть портрет Петрункевич, написанный Ге. Немного найдется среди произведений этого великолепного собрания русской живописи таких, где пространство, воздух, свет, форма были бы решены с подобной силой цветовых отношений. Интенсивный зелено-желтый цвет кустов и деревьев в саду, звучная фиолетово-розовая дорожка, густой синий цвет юбки, теплые тона подоконника — все это дано в открыто-красочных отношениях, в полном звучании цвета.
Ге видел и чувствовал в цвете великую силу, знал психологическо-музыкальное воздействие его на зрителя, понимал значение насющенной, интенсивной краски, любил контрастирующие сочетания и пользовался ими с большим мастерством. Не случайно западноевропейские критики, отзываясь об искусстве Ге, подчеркивали его живописно-колористический характер.
Изумительны в живописном отношении многочисленные эскизы картин и этюды последних лет жизни Ге. В них, как и обычно бывает в первоначальном наброске будущего произведения, нет достаточно полно выраженной психологии, нет еще проработки и точности форм, нет многих деталей, но зато целиком выражена художественно-живописная идея произведения.
далеко не всегда находил в себе силы перенести живописные качества эскизов в законченные картины. В процессе работы над картиной он зачастую погашал живописную пластику первоначального художественного замысла. Некоторым оправданием в этом случае может служить тот факт, что сохранение живописных качеств эскиза и этюда в завершенной работе не всегда ему удавалось. Может быть, поэтому Ге, как и многие мастера прошлого, к концу своей жизни редко писал этюды, отыскивая образ в самой картине. Если он и делал этюды к картинам, то главным образом с целью изучения и собирания материала, который мог бы служить только отправной точкой при работе над картиной.Характер живописного метода
был бы не совсем ясен, если бы мы ничего не сказали о его технике, К ней вполне приложима формула, данная французским художником Пювис де Шаваном, который говорил, что «техника — это темперамент художника». И действительно, нервное, быстрое письмо, широкие густые мазки, плотно положенный интенсивный цвет, бурность и разнообразие обработки красочного слоя как нельзя яснее передают страстный темперамент Ге, его бурную душу, его борения, взлеты и падения. Вот почему наряду с блестящими кусками живописи можно встретить в картинах неясные, затуманенные места, провалы, впрочем незначительные в общем объеме его творчества.Мало найдется в истории русского искусства художников, которые бы с такой беспощадностью относились к себе, кто так настойчиво добивался бы раз поставленной перед собой цели. РаспятиеРаспятие. 1894Холст, масло» заново переписывалось им девятнадцать раз, «Христос в Гефсиманском садуХристос в Гефсиманском саду. 1869—1880Холст, масло» — более пяти. Существует по нескольку вариантов почти всех его композиций и насчитывается по десятку эскизов для некоторых картин. Эти поиски дают представление об исключительной требовательности художника самому себе.
решительно переделывал свои почти оконченные работы, если только находил в них неполное выражение своих идей. Достаточно сказать, что «Ге ненавидел ремесленничество в искусстве. Блестящие по технике вещи, но написанные без убеждения, без души, были для него невыносимы. В произведениях искусства он прежде всего ценил человеческое, душевное, разумное. Он говорил, что без этого искусство мертво, недейственно, пусто. Он вместе с Чернышевским мог бы сказать, что «прекрасное — есть жизнь», и даже в изображении смерти, в страданиях умирающего видел красоту, если только смертью утверждалось торжество жизни, величичие человеческой души.
Он не приступал ни к одной своей картине, прежде чем не были получены необходимые, соответствующие идее произведения жизненные впечатления. О постоянном зорком наблюдении окружающего красноречиво говорит факт, рассказанный самим Николаем Николаевичем. В картине «РаспятиеРаспятие. 1894Холст, масло» изумительно передана предсмертная борьба. Этот момент уловил на лице своей умирающей жены. «И вот что значит быть художником, — говорил он, — я был вне себя от ужаса и горя, но оставался себе верен и не мог не смотреть, не мог не видеть как художник».
Мы обрисовали натуру, художественный темперамент, творческий метод и отношение художника к искусству, чтобы полнее и правильнее понять дальнейшую судьбу и творческий путь Ге. А последующая жизнь его была глубоко драматической, но в то же время и поистине удивительной по своей последовательности, силе переживаний, прямоте выводов мастера.
Во время своего вторичного пербывания за границей (с 1864 по 1869) Христос в Гефсиманском садуХристос в Гефсиманском саду. 1869—1880Холст, масло» (Третьяковская галерея). Кроме того, им было сделано много эскизов для картин на евангельские темы, несколько бытовых сценок, а также довольно большое числю портретов и среди ник знаменитый портрет Герцена.
написал две картины: «Вестники воскресения» и «Но «Христос в Гефсиманском садуХристос в Гефсиманском саду. 1869—1880Холст, масло», как и «Вестники воскресения», потерпел полный провал на выставках в России и за границей. Этот провал художник переживал настолько сильно, что не мог приступить к новым работам. Это был не только удар по самолюбию художника, завоевавшего первой своей картиной «Тайная вечеряТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей» всеобщее признание и славу, — это было тяжкое испытание его характера, его упорства, его воли.
Современники, даже принадлежавшие к передовым кругам общества, были не правы в своей исключительно резкой критической оценке этих работ. Эти картины действительно слабее его лучших произведений, но в них все же были очень ясно выражены все особенности творчества Ге, и, очевидно, это новаторство и было препятствием к правильному их пониманию (даже со стороны доброжелательной критики.