Николай Ге. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: В. Костин
Полный провал этой картины на выставке передвижников был ответам современников на попытку художника трактовать религиозную тему в жизненно-современном, а не в историческом плане. В эпоху Возрождения такая трактовка не вызывала бы ни протеста, ни сомнения; в конце XIX века она казалась неприемлемой.
Только через семь лет Выход с Тайной вечериВыход Христа с учениками с Тайной вечери. ». Понадобилось семь лет отшельнической жизни и почти полного забвения живописи, чтобы найти в себе силы, способные творчески воплотить новые образы. За это время окончательно определился путь, по которому должен был идти художник, окончательно сложились его духовные интересы, появились та внутренняя чистота и ясность души, которые смогли осветить и возвеличить в собственных глазах творческий подвиг художника.
снова выступает на выставке картиной «Семилетнее молчание Выход с Тайной вечериВыход Христа с учениками с Тайной вечери. » был встречен почти всеобщей и очень жесткой критикой. Нашлись, однако, люди, на которых она произвела сильное впечатление. Их было мало — всего несколько человек, но среди них был П.М. Третьяков, который и приобрел эскиз этой картины для своей галлареи.
не изменило отношения к нему зрителей. «Работа эта замечательно передает полное внутреннего, сокровенного значения состояние группы людей, только что переживших драму раскола и в своем тайном совещании договорившихся о дальнейшей своей деятельности. Предчувствие опасности, нависшей над их делом, скорбные переживания Христа, знающего, что это последняя ночь его свободной жизни, — все это угадывается зрителем в тревожном настроении картины. Живописная трактовка ночного пейзажа, залитого зеленохолодным фосфорическим светом луны, была настолько нова и убедительна, что долго служила образцом для русских художников в передаче лунного света.
В следующем году Что есть истина?"Что есть истина?". Христос и Пилат. 1890Холст, масло., 233 x 171Государственная Третьяковская галерея» (1890 г., Третьяковская галерея). На картине изображен уже обреченный на смерть Христос перед римским патрицием: Пилатом. Этот физически сильный, богатый и самодовольный человек, проходя мимо истерзанной и жалкой фигуры Христа, полной, однако, внутренней духовной силы, остановился и, иронически оглядев Христа, спросил, как бы. продолжая ранее начатый опор: «Что есть истина?"Что есть истина?". Христос и Пилат. 1890Холст, масло., 233 x 171Государственная Третьяковская галерея» Ответом был горячий, страстный взгляд Христа, выражающий беспредельную; веру в торжество истины.
посылает на выставку передвижников новое произведение: «В образе Христа царская цензура усмотрела, как и вообще во всех картинах
на религиозные темы, неуважение к личности Христа, нарушение его канонического изображения. Картина была запрещена к показу через несколько дней после открытия выставки. В знак протеста посылает ее за границу — в Германию и Америку, где она экспонируется не на общих выставках, а отдельно, в специально снятых помещениях.Картина получила многочисленные положительные отзывы европейской критики.
Русские официальные круги государства и церкви почувствовали в произведениях
опасный для них дух нигилизма и подняли систематическую травлю художника. Интересный в этом отношении разговор произошел у с архитектором Тоном, разговор, характеризующий и взгляды Николая Николаевича на свободу творчества и ту подозрительность, с которой относились к представители официального искусства.Тон обратился к
с предложением написать образ Александра Невского для храма Христа Спасителя в Москве.Ге отказался.
«А, я знаю, почему Вы не хотите. Вы — революционер, Вы — антимонархист... — сказал Тон, — в Вас верят юноши, — вот почему Вы не хотите взять этого заказа».
«Я не знал, — отвечал Ге, — что юноши верят в меня, но если это так (Вы-то можете это знать), тогда я свято сохраню их веру и не поддамся соблазну».
Передовым современникам
мешала видеть общественно-идейную сущность его картин их религиозная тематика. Однако жизненность и непреходящее значение произведений искусства, определяются не только сюжетом, но и тем общим смыслом, идеей и самим духом произведений, которые вкладывает в них художник. Почти вся живопись до XVIII века была религиозной по Своим темам и сюжетам, однако до сих пор мы находим близкие нам идеи, образы и чувства в картинах Рембрандта, Микельанджело, Тициана и других великих художников прошлого. И именно это возвышение над сюжетам, обогащение его общечеловеческими идеями, образами и представлениями определяют историческую жизненность лучших произведений искусства.Но непризнание
современниками не могло уж теперь смущать его, так Как он был убежден в значимости, в нужности для народа волновавших его идей.Вот почему Ге, не обращая внимания на неуспех своих работ, через год посылает на выставку новое полотно — «ИудаСовесть. (Иуда). 1891Холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея», или, как еще называют эту картину. «СовестьСовесть. (Иуда). 1891Холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея» (1891 г., Третьяковская галерея).
На дороге стоит согбенная, закутанная в плащ жалкая фигура. Мучимый и подгоняемый совестью, предатель не может ни идти за тем, кого он предал, не может и подойти к нему, так как преступлением, им совершенным, отрезаны все пути сближения. Все это легко читаешь в нерешительной позе Иуды. Об этой картине
говорил, что он ее много раз переделывал, долго и мучительно искал, пока, наконец, в одну счастливую минуту обрел нужное решение.Газеты отметили превосходно написанный ночной пейзаж и разругали неясное, «туманное» содержание картины. Но Ге, обуреваемый замыслами, уже занят был новым большим холстом.
Картина «Повинен смертиСуд синедриона. "Повинен смерти!!. 1892Холст, масло. Суд СинедрионаСуд синедриона. "Повинен смерти!!. 1892Холст, масло» (1892 г., Третьяковская галерея) была четвертой из цикла работ, охватывающих последние дни жизни Христа. Они должны были раскрыть все разнообразные переживания человека накануне предчувствуемой и сознаваемой им катастрофы. Картину «Суд СинедрионаСуд синедриона. "Повинен смерти!!. 1892Холст, масло», в которой дано мрачное торжество ненависти, постигла судьба предшествовавших работ, с той только разницей, что ее не позволили показать публике даже в день открытия выставки.
После нее РаспятиеРаспятие. 1894Холст, масло».
с особым чувством приступил к холсту, который стоял у него в мастерской уже восемь лет. В течение двух лет он продолжает над таим работать, по нескольку раз переписывая уже готовую картину. Это было «