Николай Тырса. 1990. Автор: Н. Козырева
Мечтая о всестороннем эстетическом воспитании народа, Тырса органически не мог принять тезис «непонятное значит хорошо». Одно из его публичных выступлений содержало принципиальное высказывание, каса
ющееся основ его творчества. Тырса утверждал, что «художник прежде всего ищет общения через свои произведения со всеми, кто имеет глаза для того, чтобы видеть. Прежде всего хочется этого общения, прежде всего уверен в том, что делаешь то именно, что нужно...»7. И далее: «Я уверен, что если бы пришел колхозник из деревни и увидел бы мои работы ему стало бы радостно, весело. В жизни нужна бодрость, это стимул, чтобы жить и строить. Мои работы внушают бодрость. Они доступны, понятны, и, надеюсь, полезны» 8.
Три десятилетия творческой деятельности Н. А. Тырсы предельно на сыщены постоянным и упорным стремлением к самообразованию, к профессиональному совершенству.
Тырса был лишен пустых и претенциозных амбиций и совершенно искренне говорил: «Пусть у меня вдвое длиннее станет борода, я готов и тогда учиться, как учусь и теперь»9. Пе получив в свое время систематического и законченного профессионального образования, он все последующие годы неустанно учился сам. Основу, краеугольный камень его творчества составляла неутомимая, каждодневная работа с натуры.
Художник начал свой путь в 1910-е годы с обширных серий натурных рисунков. Рисунки углем на больших листах грубой серой бумаги лаконичны и убедительны подобно пластической формуле, отражающей закономерности строения фигуры человека: ее архитектонику, гармонию и ритм движений. Однако уже в начале 1920-х годов «Обнаженные» и «Натурщицы» приобретают большую гибкость и мягкость, сложные ракурсы их поз подчеркивают не столько совершенство созданного природой механизма, сколько пластическое очарование изящных плавных линий. Вторая половина 1920-х годов может с уверенностью быть названа одним из пиков творческой деятельности Тырсы. Именно в эти несколько лет были созданы блистательные рисунки, выполненные ламповой копотью — техникой, требующей мастерства и высокого артистизма.
Произведения Тырсы, созданные на рубеже 1920—1930-х годов, принадлежат к той части искусства графики XX века, которую характеризует живописный изобразительный язык. Любовь к пронизанной светом форме, созданной отношениями масс и тональностей, отличает многих современников Тырсы. Тяготение к живописному рисунку непосредственно связано с определенной тенденцией в развитии советского искусства этих лет, с усилением «лирико-драматической струи», которая становилась значительным фактом художественной жизни. Вторая половина 1920-х годов характерна решительным поворотом ряда художников в сторону «живописного реализма». Среди многообразия форм станковой графики 1920-х годов исследователи выделяют «лирическую графику». Созданные на рубеже 1920—1930-х годов, произведения этой группы отразили потребность в такой пластической форме, которая способна более непосредственно передавать впечатления реального мира. Композиции, пейзажи, портреты не-
редко выходят за пределы жанровой определенности. В камерном портрете утверждение лирического начала поднимается до выражения значительности мира человеческих чувств. Таковы многочисленные женские портреты, и в особенности серия портретов А. А. Ахматовой (1928), в которых художник добился необычайной выразительности.
В те же 1920-е годы, параллельно с работой над лирическими станковыми листами, Н. А. Тырса обратился к систематической работе в книжной графике. Он постоянно сотрудничает в выходящих в Ленинграде детских журналах «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», становится одним из ведущих художников ленинградской редакции детского отдела Госиздата. Вместе с В. Лебедевым, Н. Лапшиным, Б. Ермолаевой, В. Конашевичем работает над созданием новой советской детской книги. Тырса—постоянный соавтор Б. Житкова и В. Бианки. Он впервые оформляет книги для подростков — «Жизнь и приключения Максима Горького» И. Груздева, «Республику Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Военные кони» Н. Тихонова, «Осаду дворца» В. Каверина и другие издания. Книги, оформленные Тырсой, несли детям правду об окружающем их мире, рассказывали о природе, о близких и дальних странах, о недавних событиях революции и гражданской войны. Многие герои художника, дети города и деревни, нередко беспризорники с трудными, изломанными судьбами. Иллюстративные циклы Тырсы позволили ему воплотить в небольших листах темы и образы, не нашедшие реализации в станковой графике. Художник увлекательно и подробно следит за развитием сюжета, создает композиции, достоверные по характеру изображения времени, места действия героев.