Новые концепции картин. 1969. Автор: Р. Кауфман
То, что происходило в живописи, при всех своих специфических для живописи чертах, было лишь частью более широкого движения. Это памятное всем нам время с новой силой открыло для''художника глубины человеческих переживаний и настроений. Оно повернуло новыми гранями традиционные для советской живописи темы труда и революционной героики. Оно сняло запреты с трудных сторон жизни, долго для нашего искусства как бы не существовавших. Оно восстановило доброе имя тех, чьи заслуги перед советским искусством долго замалчивались или даже отрицались, и помогло другим преодолеть допущенные в прошлом ошибки. Оно оказало благотворное влияние на весь ход художественной жизни, на все творческие силы советского искусства, нов особенности на молодежь, на то свежее пополнение, которое наше искусство получало в те годы.
Приток молодых сил был тогда особенно интенсивен. Пожалуй, никогда за всю историю советского искусства он не был. таким обильным, как в пятидесятые годы. Надо вспомнить, что только к этому времени стали сказываться результаты перестройки художественной школы, начатой еще в предвоенные годы. Война осложняла, затрудняла, нередко прерывала учебу молодых художников. Зато возвращались они в свои институты после окончания войны с таким запасом жизненного опыта и знаний, почерпнутых не из книг, а в суровых испытаниях и в тесном общении с народом, каким не часто владеет начинающий художник. Заканчивая школу и приступая к передаче в своих произведениях всего того, что с избытком дали им трудные военные и послевоенные годы, они оказывались в такой благоприятной для творческой деятельности атмосфере, какой в течение ряда лет не ощущалось в искусстве.
Партия, как известно, устранила преграды на пути развития советского искусства, приняла меры к освобождению скованной догматизмом художественной мысли.
Счастье молодежи, сформировавшейся в 50-х годах, состояло в том, что она пришла тогда, когда все ждали от советских художников нового слова. Она оказалась в своем творчестве более радикальной в силу того, что радикально изменились жизненные условия развития искусства. В них прежде всего следует искать корни перемен, происшедших в живописи, тех перемен, которые творились художниками, одушевленными зовом времени. Такова была обстановка, когда для молодежи 50-х годов настала пора самостоятельного творчества и самоопределения.
Перспектива нового этапа, нового подъема, открывшаяся перед искусством, осознавалась, конечно, не только молодежью. Больше того, дорогу для нее расчистили своими выступлениями во время жаркой дискуссии, предшествовавшей самоопределению молодых художников, наши старые мастера
, С. , , , , . И не только критикой недостатков предшествовавшего периода, но и позитивными положениями. В тот момент они, видимо, яснее представляли себе масштабы предстоящих в искусстве, перемен. «Создание живого, современного, действенного искусства не может быть достигнуто в бесконечно повторяемых, слишком привычных староакадемических формулах, которые доминируют на наших выставках и которые с недостаточной яркостью выражают наше время и нашу культуру... требуются новые концепции картин, новые сюжеты, их новое композиционное решение...» — так безошибочно и ясно выразил это , один из старейших русских художников.Новые концепции в художественном творчестве даются нелегко даже тогда, когда они вполне назрели и необходимы. Нужен особый дар, и очень нужна молодость. БурлаковБурлаки на Волге. 1872—1873Холст, масло, 131,5×281 смГосударственный Русский музей», в двадцать два года написал «Девушку с персикамиДевочка с персиками. Портрет Веры Мамонтовой. 1887Холст, масло, 91 х 85Государственная Третьяковская галерея», в двадцать восемь — «Оборону ПетроградаОборона Петрограда. 1956Дерево, темпера, 218 x 254Государственная Третьяковская галерея». Надо ли удивляться, что и на этот раз «молодежь оказалась впереди?
не было тридцати, когда он создал «Выработанные молодежью новые концепции картины не были ею придуманы по некоему счастливому наитию. Она шла к ним трудным путем, порой ошибаясь, порой(поддаваясь неверным советам критики. Вспомним «конфликтные картинки» и «мелкотемье», захлестнувшее было наши выставки одно время. Опыт старших мастеров, в особенности тех из них, для кого новые жизненные условия, так же как и для молодежи, оказались благотворными, сыграл тогда далеко не последнюю роль. На их опыте, как на некоем фундаменте, молодые живописцы стали выдвигать свои новые концепции.